Разорвались животы изгнанных в Вавилон (так как воды Евфрата грязые, а евреи привыкли пить только воды источников и колодцев, как написано (Дварим 11:11): «от дождя небесного пьет она воду». И сказали в Псикта Работи (28): «сказал раби Йоханан: Евфрат убил евреев больше, чем Навохудоносор-злодей») благочестивых твоих (так как не грешники они был, потому что приняли приговор Всевышнего).
Вспоминаю я рассечение тростникового моря, когда разрушали основы Храма.
Боялись евреи своих грехов, за которые они поражаемы и из-за которых был разрушен Шило (Йома 9а: «сказал раби Йоханан бен Торта: из-за чего был разрушен Шило? Из-за двух вещей — запретные половые связи и пренебрежительное отношение к святыням»); схвачены люди ходившие в тайне его.
В этом отрывке говорится о разрушении Первого Храма, так как он начинается с вавилонского изгнания. И действительно, запретные половые связи упоминаются в Йома (9б) среди грехов, из-за которых был разрушен Храм, но вот пренебрежение к святыням не упоминается ни там, ни в Шабат (119б), где тоже перечисляются грехи из-за которых был разрушен Храм. Однако у Ехезкеля (22:2) написано: «будешь ли судить, будешь ли судить город кровавый? Тогда возвести ему все гнусности его» и (22:8) «Святыни Мои презирал ты и субботы Мои осквернял». Комментирует это Раши: а не как сказал я (Ваикра 19:5) «для благорасположения вашего зарезайте их»
И надо понять, почему автор выбрал именно эти два греха из всех, упомянутых мудрецами. Возможно потому что в Шило эти грехи совершали сыновья Эли, священники, которые были значимыми людьми своего поколения, поэтому было в этом большое осквернение имени Всевышнего. И так же в Храме, когда грешили важные люди и коэны, как написано (Цфанья 3:4 и в других местах): «пророки его пусты, люди вероломные, священники его оскверняли святое, злодействовали над Торой»
Разверзали рыла свои лесные свиньи (рабейн Ошер говорит, что это Эдом) — где же благочестивые, почему заслуги их не защитили вас? (или же: где благочестивые, на которые вы полагались)
Разверзали рты свои враги, говоря: «Посомотрите на дела их!» (как сказал Рейш Лакиш, что когда вошли неевреи в Эйхаль, увидели, что крувим обниваются. Тогда их вынесли, чтобы над ними посмеяться и сказали: вот чем евреи занимаются... см. Йома 54б), чтобы опозорить нас, как отверженных.
Лишь разводил Цион руки свои, как страдающий человек.