Рав Векесльштейн Аарон: Кинот на 9 ава с комментарием Лев Аарон: , chapter 6

test1

Автор - р. Елеазар а-Калир.

Первое слово каждого стиха в этом плаче соответствует началу стиха пятой главы Эйхи, в которой есть 22 стиха по количеству букв алфавита. И соответственно автор составил 22 части (отрывка, «куплета»), каждая из которых начинается со слова, с которого начинается один из стихов, а затем идёт шесть предложений по алфавиту.

Например, первый стих начинается со слова שבת, с которого начинается 15 стих пятой главы, и затем идёт шеть предложений, начинающихся с буквы самех, которая 15-я буквы алфавита. И так идёт до конца 5 главы Эйха, буквы от самех до тав. Отрывки же от алеф до нун отсутствуют, так как их произносят во время молитвы, так как был обычай произносить их в благословении «отстраивающий Ерушалаим». Почему же не произносят там весь плач? Видимо, чтобы не утруждать хазана и общину, так как это очень длинный и не самый понятный плач, поэтому разделили его на две части и заканчивают после молитвы.

Почему разделили именно на стихе, начинающемся с нун? Возможно потому что это связано с 9 ава, как сказали в Брахот (4б): «почему нет нун в Ашрей? Потому что это намекает на падение врагов Израиля...» И так же не хотели заменить на какой-то более короткий плач, так как этот плач важный и есть в нём семь частей, соответствующих стихам из Эйхи по порядку.

И как мы уже сказали, этот плач начинается с середины, а начало его «זכור איכה אנו שפתינו», и оно есть в старых махзорах, но это не то, что говорят ашкеназы во время молитвы — «אביך ביום מבך», который тоже принадлежит этому автору и тоже идёт в алфавитном порядке от алеф до нун, но там на каждую букву пять стихов, а тут - 6. И ещё есть знаки, что это разные плачи.

1

Когда перестало сердце наше радоваться из-за разрушения города, удалитесь от нас. Сообщите всем путникам:

Грязным и отвратительным поместил Он меня среди народов, называемых «стада товарищей твоих».

Преграду сделал Ты между собой и между местом пребывания Шхины Твоей, чтобы не смотреть на то, что происходит в пределе Твоём святом.

Преградил Ты путь молитве моей и одолели касдим богатырей моих.

Рукоплескали ненавистники, радующиеся моему падению, и сжались все органы мои.

Растоптаны все знатные мои.

Вот шесть предложений на букву самех, кроме первого слова, которое само из 15 стиха 5 главы.

2

Упала девица Израиль, будучи втоптанной в пропасть - Вавилон (так как это равнинная земля. У пророка Захарии (1:8): «и стоит он между миртами, что в углублении» Онкелус переводит это как «между миртовыми деревьями в Вавилоне»). И того, будучи в изгнании в Вавилоне...

глаза мои ожидают видения сына Берехьи (Захарии бен Берехьи бен Идо пророка, который сказал (8:4): «еще сидеть будут старики и старухи на площадях Йерушалаима»)

Ожидаю я, что сделает Он мне чудеса, как сделал евреям в Гилгале (как написано (Иошуа 10:11): «Г-сподь бросал на них камни большие с неба» и сказали мудрецы в Брахот (4а): «достойны были евреи, чтобы в дни Эзры сделал им чудеса как в дни Иошуа бин Нун, но грех не позволил»)

Глаза мои разбиты, валяются в греческой глине

Мне видится, что так как начал отрывок с вавилонского изгнания и намекнул на возвращение изгнанников, дальше говорит о бедах, которые настигнут евреев после вовзращения из изгнания в дни Эзры: даже когда изгнанники вернулись, они вернулись не для покоя, так как ушли от Персии и попали к Греции, а она уменьшила нас тяжёлым игом и греческой мудростью, за которой пошли многие и с неё началиь беды еретиков во времена второго Храма. И об этом он говорит в этом предложении: «глаза мои испачканы греческой мудростью, которая разбила меня».

Святой, благословен Он, разрушил и тем самым успокоился и призвал плакать

И об этих так же плачу я.

3

Разорвались животы изгнанных в Вавилон (так как воды Евфрата грязые, а евреи привыкли пить только воды источников и колодцев, как написано (Дварим 11:11): «от дождя небесного пьет она воду». И сказали в Псикта Работи (28): «сказал раби Йоханан: Евфрат убил евреев больше, чем Навохудоносор-злодей») благочестивых твоих (так как не грешники они был, потому что приняли приговор Всевышнего).

Вспоминаю я рассечение тростникового моря, когда разрушали основы Храма.

Боялись евреи своих грехов, за которые они поражаемы и из-за которых был разрушен Шило (Йома 9а: «сказал раби Йоханан бен Торта: из-за чего был разрушен Шило? Из-за двух вещей — запретные половые связи и пренебрежительное отношение к святыням»); схвачены люди ходившие в тайне его.

В этом отрывке говорится о разрушении Первого Храма, так как он начинается с вавилонского изгнания. И действительно, запретные половые связи упоминаются в Йома (9б) среди грехов, из-за которых был разрушен Храм, но вот пренебрежение к святыням не упоминается ни там, ни в Шабат (119б), где тоже перечисляются грехи из-за которых был разрушен Храм. Однако у Ехезкеля (22:2) написано: «будешь ли судить, будешь ли судить город кровавый? Тогда возвести ему все гнусности его» и (22:8) «Святыни Мои презирал ты и субботы Мои осквернял». Комментирует это Раши: а не как сказал я (Ваикра 19:5) «для благорасположения вашего зарезайте их»

И надо понять, почему автор выбрал именно эти два греха из всех, упомянутых мудрецами. Возможно потому что в Шило эти грехи совершали сыновья Эли, священники, которые были значимыми людьми своего поколения, поэтому было в этом большое осквернение имени Всевышнего. И так же в Храме, когда грешили важные люди и коэны, как написано (Цфанья 3:4 и в других местах): «пророки его пусты, люди вероломные, священники его оскверняли святое, злодействовали над Торой»

Разверзали рыла свои лесные свиньи (рабейн Ошер говорит, что это Эдом) — где же благочестивые, почему заслуги их не защитили вас? (или же: где благочестивые, на которые вы полагались)

Выше я уже сказал, что речь идёт о разрушении Первого Храма. И так же это видно из того, что тут говорится о неевреях, которые вынесли крувим, что произошло в Первом Храме. Но тогда при чём тут Эдом? Видимо тут под свиньями имеются ввиду не Рим, как обычно, а буквально Эдом, которые были дурными соседями евреев во времена Первого Храма.

Разверзали рты свои враги, говоря: «Посомотрите на дела их!» (как сказал Рейш Лакиш, что когда вошли неевреи в Эйхаль, увидели, что крувим обниваются. Тогда их вынесли, чтобы над ними посмеяться и сказали: вот чем евреи занимаются... см. Йома 54б), чтобы опозорить нас, как отверженных.

Лишь разводил Цион руки свои, как страдающий человек.

4

Гору Цион осадили многочисленные, шумные ненавистники, враги мои.

Заполнили верншины гор вокруг Ерушалаима замышляющие зло против меня.

Собрались враги в Нове, городе коэнов, чтобы пойти оттуда на Ерушалаим, напомнить мне грех уничтожения этого города.

Цор создал Ты и хранил Ты, и он наполнялся из-за моих грехов, чтобы напоминать мне о них.

Кричал народ мой в дни Бен Динай (см ШуТ Еуда яале от МаАРИ Асада (Йоре Деа 359), где он цитирует рабейну Ошера тут: «есть мненние, что это имя известного человека, в дни которого евреи хотели силой вернуться в Израиль и погибли...»), оправдывая над собой суд Всевышнего.

5

Ты уважил народ незначительный (про который сказано у Ишаяу (23:13) «Вот земля Касдим, народа, которого (прежде) не было», и Ты отдал им весь мир, чтобы не сказали, что в руки презренного народа отдал ты Израиль), оставил меня без моих украшений (то есть Храма).

Приблизил их, пришли они ко мне (так как сделал ты их лошадей и корабли лёгкими, как сказано (Дварим 28:49) «Поднимет Господь против тебя народ издалека, с края земли, как налетает орел») и уничтожил он меня.

Позвал я жителей Гивона (р. Ошер: они поступили так же, как ишмаэльтяне, о которых будет дальше, не помогли мне, когда вели меня по их земле), они же отдалили меня, как что-то нечистое

Но не нашёл я намёк на это в мидрашах. Да и Гивон находится в уделе Биньямина, недалеко от Ерушаламима, и при чём тут ишмаэльтяне?

Голос мой пусть будет слышан в степях, в землях ишмаэльтян (Мидраш Эйха 2:4: «молодые коэны, которые пошли в плен и хотели пить, отправились к ишмаэльтянам...»), они же сломали меня!

Насмехались надо мной, обхитрили меня (как говорится в Мидраше там: вынесли им хлеб и соленья и меха наполненные и сказали: ешьте сперва, а потом будете пить)

Воззвал я к любящим меня, а они обманули меня (как говорится в Мидраше там: после того, как поели, попробовали выпить из мехов...)

6

Почему воздух наш (это Иошияу, который был хорошим царём и убрал идолов с земли и пострадал за грех поколения, как написано (Эйха 4:20): «Дыхание жизни нашей, помазанник Г-сподень, попал в западню их, тот, о котором говорили мы: "Под сенью его будем мы жить среди народов".» и это толкуется про Иошияу в Тааним 22б) храним для убийства? (за что всё это Иошияу?)

Видишь Ты, что кожа моя сжалась (или почернела, как испачканная печь, см. Эйха Раба 5:10) как в печи из-за ужаса

Видишь Ты, как с отвращением и поруганием в Доме, где хотел обитать Ты, излили они гнев свой и как уничтожили его.

Боролся Ты с евреями через Ехезкеля, чтобы отомстить им, за мятеж их (как Ты предупреждал через него, что взыщишь с них за грехи их. Ехезкель (2:6): «ибо они – дом мятежный», и там же он пророчествовал, что будут они говорить кинот (9-10): «И увидел я, вот – рука простерта ко мне, и вот – в ней свиток книжный. И Он развернул его предо мною, и он (свиток) исписан снаружи и внутри, и написано на нем: "Плач, и стон, и причитание".» - р. Ошер).

Видишь Ты, что даже после разрушения хотели они полностью стереть еврейский народ.

Видишь Ты, что с тех пор и до ныне я нахожусь в бедах и страданиях!

7

Ответь нам и исполни просьбу нашу, чтобы исполнилось сказанное «Радуйся и веселись, дочь Эдома, живущая в стране Уц! И до тебя дойдет чаша: напьешься ты допьяна и изрыгнешь!» (Эйха 4:21), что сказал Ты народу, который изгнал Ты.

Весь их покой и существование лишь для разрушения двора Дома Б-га.

Уста певцов Храма (- левиитов -) закрыли ненавистники чтобы сокрушить меня.

Ты, Б-г, слышал оскорбления ненавистников (Ехезкель 8:17 «Но еще наполнили землю эту злодейством и продолжают гневить меня: и вот они подносят ветвь к ноздрям своим»), ненавистник приготовился уничтожить меня

Это как вырванный позвоночник и все комментаторы застряли в этом месте. Возможно имеется ввиду, что ветви тоже как знак оскорбления, что они хотят вымести нас. И получается, что они пришли не только с мечём, но и с оскорблениями

Враги в покое своём изгоняют меня в позоре, чтобы накормить меня щебенем (так как у изгнанников не было посуды, они готовили в земле, и земля прилепала к еде)

Слышали они, как вздыхаю я (???)

8

Ведь непорочного (Яакова) высек (образ его) Ты на престоле славы Своём (Брейшит Раба 68:12 толкует Ишаяу 49:3 «ты раб Мой, Йисраэйль, в котором прославлюсь»)

Отплати ненавистикам и снова покажи Лик свой, как это было прежде!

Столкни их в геином, тех, кто советует зло о евреях, скрытых в тени Твоей!

Отправь их в геином (См. Мишлей 30:15 и Авода Зара 17а), тех, кто разбил Храм Твой, в котором есть Святая Святых

Призови к пьянству их бокал (см. Теилим 79:9 и Ишаяу 51:22), скрытый в сокровищнице Твоей

Пусть всё зло их пройдёт перед Тобой!

9

Приди в Цор, чтобы взыскать с них, за то, что они убивали нас и почти уничтожили нас.

Когда еврей ушли у изгнание, гнали их без отдыха, пока не пришли в Хамас (Малохим 2 25:20 «И взял их Невузарадан, старший палач, и отвел их к царю Бавэльскому в Ривлу. И перебил их царь Бавэльский, и умертвил их в Риале, в стране Хамат.»)

Были изгнаны мы до Халаха и Хавора (Малахим 2 18:11 «И увел царь Ашшурский Исраэйльтян в Ашшур, и поселил их в Халахе и в Хаворе»)

Старец, юноша и девушка связанными были уведены в Вавилон (Мидраш ТАнхума Итро 5 «сказал раби Иошуа бен Леви: когда Навохудоносор-злодей увёл евреев в Вавилон, он вёл их со связанными руками за спиной в железных цепях...»)

Ты, Б-г, Высший над всей землёй, посмотри на весь Свой народ (Ишаяу 64:8 «Не гневайся, Г-споди, так сильно и не вечно помни грех, ведь, смотри, прошу, – народ Твой все мы. »)

Вспомни, Б-г, что случилось с нами!

Вперёд

© 2019-2024 LaSil. v0.4