22a:не должен еврей говорить нееврею...:
Была такая история в дни рабейну Тама, что один еврей взыскал в уплату долга пекарню у нееврея, и у пекаря осталась доля в пекарне, и еврей брал столько-то дней, а нееврей — столько-то, и они ни о чём не договорились изначально: «Возьми ты себе в долю шабат, а я — будни».
И РИ хотел сказать, что можно [так делать], так как это не похоже на поле, ведь в случае поля часть еврея становится лучше даже в будни из-за той работы, которую нееврей делает в шабат. Но в случае пекарни — ничего не улучшается от той работы, которую нееврей делает в шабат. И это в будни, и даже если не договорились изначально.
И не согласился с этим рабейну Там. И видится ему что нет разницы между пекарней и полем, хотя и не улучшается [пекарня] от работы в шабат, тем не менее, это как будто [еврей] сам ставит работника.
И видится р. Эльханану, что в случае пекарни даже если договорятся изначально это не поможет, так как вся пекарня принадлежит еврею и получается он её как бы сдаёт в шабат и говорит нееврею: возьми плату за то, что ты работаешь там в будни тем, что заработано в шабат. И это не похоже на ситуацию, когда еврей и нееврей взяли поле в партнёрстве, и у нееврея есть доля в самом поле.
И РИ в итоге передумал и привёл доказательство мнению рабейну Тама, что нет разницы между пекарней и полем: ведь баня как пекарня, а в Тосефте трактат Дмай (гл. 6) учили:
Получили в наследство поле или баню — не может сказать ему: «Пусть шабат будет твоей долей, а будни — моей»
К источнику: Тосефта Тосефта. Дмай: , глава 6, алаха 12Итого: как виноградник, так и поле, так и баня или пекарня — если их взяли еврей и нееврей в партнёрстве — запрещено сказать: «Возьми ты долю свою...», кроме как если договорились изначально, до покупки, что у еврея нет никакой доли в шабат.
И так же рабейну Там в той истории с пекарней сказал получить долг у нееврея, затем одолжить ему снова и договориться изначально [правильно].
Однако там, где еврей взял в залог, по всей видимости не нужно договариваться ни о чём, ведь она во владении нееврея, а плата еврею за неё идёт в качестве процентов, которые должен нееврей, и еврей не приобретает доли в пекарне. И именно «взял».
Всё это со слов рабейну Иуды.
22a:«Если договорились изначально — можно». Значит, по умолчанию — нельзя:
А если ты скажешь: давай сделаем вывод из начала, то надо это можно сказать, что тот же закон по умолчанию, но из-за того, что в конце хочет сказать «Если договорились изначально — разрешено», хотя и договорились так явно
22a:«А если стали делить прибыль — запрещено». Значит, по умолчанию — можно!:
А если ты скажешь: может быть так надо это понимать: «А если стали делить прибыль — запрещено, даже если договорились изначально», то видимо очевидно ему, что если договорились изначально — можно [делить прибыль] любым способом.