...
[Гемора приводит ещё примеры запрещённой еды, к которой применим этот закон:]
[А откуда мы знаем этот закон про первинки?]
А сами первинки откуда? Из того, что учил раби Йоси в барайте: «“[И возьмёшь от начала каждого] плода” (Дворим 26:2) — сам плод ты приносишь, но не приносишь жидкость [вышедшую из него, например, вино и оливковое масло]. Принёс виноград [во двор Храма в качестве первинок] и выжал — откуда [знаем, что это вино засчиталось в качестве первинок]? Учим из “[которое] принесёшь [из земли твоей]” [— это лишнее слово добавляет жидкость, вышедшую из первинок, что она как сами первинки.]»
А в самой труме откуда? Так как она связана с первинками, как сказал господин в барайте: «“[Нельзя тебе есть это во вратах твоих...] и посвящения (трумат) рук твоих” (Дворим 12:17) — это первинки. [Поскольку стих называет первинки трумой, значит как жидкость, вышедшая из первинок - как первинки, так и жидкость, вышедшая из трумы - как трума. А из трумы уже учим на экдеш!]»
[Гемора приводит спор таноим на эту тему:] и это то, что учили в мишне (Трумот 11:2):
Сладость фиников, яблочное вино и уксус из позднего виноградаРаШИ, а так же любые соки плодов трумы — раби Элиэзер обязывал за них стоимость и пятую частьРаШИ, а раби Иошуа — освобождалРаШИ РаШБА
К источнику: Мишна Мишна. Трумот: , глава 11, мишна 2[Получается, что раби Элиэзер и раби Иошуа спорят о том, обладают ли жидкости других плодов трумы (кроме винограда и оливок) статусом трумы. По раби Элиэзеру - да, по раби Иошуа - нет.] В чём их спор? [Мы же сказали выше, что трума связана с первинками и получается что раби Элиэзер прав!]
[Согласно этому объяснению Гемора объясняет следующую мишну в трактате Трума на тему первинок:] и это то, что учили:
И не приносят первинки в виде жидкости, кроме как вышедшее из оливок и винограда [если их принесли в качестве первинок и выжали уже во дворе]
К источнику: Мишна Мишна. Трумот: , глава 11, мишна 3[Из этой мишны видно, что любые другие жидкости из плодов не засчитываются в качестве первинок, даже если отделил сами плоды в качестве первинок и выжал из них сок только во дворе Храма.] [Как] кто [идёт эта алаха]? Как раби Иошуа, который сказал: «учи из неё и оставь на месте» [и поскольку раби Иошуа учит по этому принципу что в труме только жидкости из винограда и оливок считаются трумой, поскольку есть связь между трумой и первинками, раби Иошуа] учим первинки из трумы [— что и в первинках это правило применимо только к винограду и оливкам. То есть, если бы не связь между трумой и первинками, раби Иошуа был бы согласен, что слово «принеси» добавляет к первинкам жидкости из всех 7 видов. А в труме считал бы он, что только жидкости из винограда и оливок обладают святостью трумы, и только когда их выдавили ради трумы. Но поскольку есть связь, он сперва учит труму из первинок: как в первинках жидкости обладают их статусом даже если натекли сами, так и в труме. Но какие жидкости? Только из винограда и оливок. А когда мы точно знаем закон трумы, раби Иошуа учит из неё первинки, что и в первинках это только жидкости из винограда и оливок. А вот раби Элиэзер, так как учит закон из первинок целиком, не ограничивая его оливками и виноградом, у него нет никакого источника, чтобы ограничить закон первинок, а значит наша мишна идёт не по его мнению].
И это то, что учили:
Не наказывают 40 из-за орлы, кроме как за вышедшее из оливок и винограда
К источнику: Мишна Мишна. Трумот: , глава 11, мишна 3[Как] кто [идёт эта алаха]? Как раби Иошуа, который говорит: «учи из неё и оставь на месте» [и потому он считает, что жидкости других плодов трумы не трума] и замем учим первинки из трумы [что в них тоже это только жидкости из винограа и оливок]
А затем учит из первинок орлу [так как они связаны словами] «[и возьмёшь из начала всех] плодов [земли]» (Дворим 26:2 про первинки) «[то необрезанными считайте его] плоды» (Ваикра 19:23) [и поэтому и в орле наказывается только за эти два сока].