Талмуд: Талмуд. Хуллин: , глава 9

test1

...

[Гемора приводит ещё примеры запрещённой еды, к которой применим этот закон:]

А то, что учили в брайте: «Тевель, хадаш, экдеш, швиит и килаим акерем - во всех них закон: жидкости, которые выходят из них — как они сами. Откуда [мы учим, что вышедшая из них жидкость будет запрещена, хотя это и не то, как они сотворены]? А если скажешь: учи из этих [хелева?, уксуса? и падали, как учили выше], то на это можно возразить: те, что выше, [строже,] ведь это “запрет, возникший сам по себе”, [без участия человека и поэтому Тора приравняла их жидкости к ним, но запреты из этой брайты разве такие же строгие]? В таком случае в порядке [— то есть, можно выучить те] запреты, которые возникили сами по себе [— тевель, хадаш, швиит и килаим], но запрет, возникший не сам по себе [— экдеш] — откуда тогда учить? [Возможно, он не такой строгий, и тогда жидкость, вышедшея из него не будет запрещена, как он сам?]»
Мы учим этот закон из первинок [которые тоже не «запрет, возникший сам по себе», так как это человек посвящает первые плоды в первинки, и при этом Тора приравняла жидкости, вышедшие из него к нему самому]

[А откуда мы знаем этот закон про первинки?]

А сами первинки откуда? Из того, что учил раби Йоси в барайте: «“[И возьмёшь от начала каждого] плода” (Дворим 26:2) — сам плод ты приносишь, но не приносишь жидкость [вышедшую из него, например, вино и оливковое масло]. Принёс виноград [во двор Храма в качестве первинок] и выжал — откуда [знаем, что это вино засчиталось в качестве первинок]? Учим из “[которое] принесёшь [из земли твоей]” [— это лишнее слово добавляет жидкость, вышедшую из первинок, что она как сами первинки.]»

На это можно возразить: первинки [строже тем, что] они требуют чтения [отрывка из Торы при их принесении] и положения [на пол храмового двора у жертвенника, чего не требуется для экдеша, так может быть в этом причина строгости первинок, из-за чего Тора приравняла их жидкости к ним самим, чего нет в экдеше]?
Но, учит [закон экдеша] из трумы [: как жидкость, вышедшая из трумы, запрещена как сама трума, так и в экдеше]!

А в самой труме откуда? Так как она связана с первинками, как сказал господин в барайте: «“[Нельзя тебе есть это во вратах твоих...] и посвящения (трумат) рук твоих” (Дворим 12:17) — это первинки. [Поскольку стих называет первинки трумой, значит как жидкость, вышедшая из первинок - как первинки, так и жидкость, вышедшая из трумы - как трума. А из трумы уже учим на экдеш!]»

[На это можно возразить:] если трума [которая стоже экдеша,] ведь [чужаки — не коэны] наказываются смертью [от руки небес], если [ели] её [намеренно] или добавляением пятой части [если ели по ошибке, чего нет в экдеше - может в этом причина того, что Тора приравняла вышедшую из неё жидкость к ней самой? Но тогда мы не можем учить это на экдеш!]
Но, [может] учит это из обоих: из трумы и первинок? Так и у трумы и у первинок есть наказание смертью и пятая часть [так как первинки связаны с трумой, как мы сказали выше. И таких строгих наказаний нет у экдеша]!
Но учится из трумы и одного из этих [хомеца или падали по принципу «общая сторона»], или из первинок и одного из этих [так как в такой паре общее лишь то, что их жидкости как они сами - и то же можно перенести на экдеш].

[Гемора приводит спор таноим на эту тему:] и это то, что учили в мишне (Трумот 11:2):

Сладость фиников, яблочное вино и уксус из позднего виноградаРаШИ, а так же любые соки плодов трумы — раби Элиэзер обязывал за них стоимость и пятую частьРаШИ, а раби Иошуа — освобождалРаШИ РаШБА

К источнику: Мишна Мишна. Трумот: , глава 11, мишна 2

[Получается, что раби Элиэзер и раби Иошуа спорят о том, обладают ли жидкости других плодов трумы (кроме винограда и оливок) статусом трумы. По раби Элиэзеру - да, по раби Иошуа - нет.] В чём их спор? [Мы же сказали выше, что трума связана с первинками и получается что раби Элиэзер прав!]

Про закон «учи из неё и из неё» и «учи из неё и оставь на месте» они спорят [это известный спор о том, как мы относимся к деталям алахи, которая учится из другого источника через «гзейра шава» или «биньян ав»: говорим ли мы «учи из неё [основу закон] и [затем учи] из неё [детали закона]» или говорим «учи из неё [основу закон] и [затем] оставь [выученный закон] на месте [и уже из этого места учи детали закона]»].Раби Элиэзер считает «учи из неё и из неё»: как первинки - жидкость, выходящая из них как они сами, так и трума - жидкость, выходящая из неё - как она сама. И из неё [учим и детали закона]: как в первинках, даже другие виды [кроме винограда и оливок подпадают в закон первинок], так и в труме другие виды [например, финики и яблоки - жидкость, выходящая из них обладает таким же статусом]. А раби Иошуа считает [«учи из неё и оставь на месте»]: «учи из неё»: как первинки - жидоксть, выходящая из них как они сами, так и трума - жидкость, выходящая из них - как она сама. «...и оставь на месте»: [то есть, применительно к виду плодов, к которым это применимо, учи это и самой трумы (а не из первинок)]: как жидкости освящённые [святостью] трумы [изначально, то есть будучи жидкостями, это касается не всех видов плодов, а лишь] вино и оливковое масло — да, но другие виды — нет [то есть, жидкости других видов плодов не отделяют изначально в качестве трумы], так и жидкости, выходящие из них [из плодов трумы] считаются как они сами - [это применимо только к] вину и оливковому маслу [и они обладают святостью как сами плоды], но другие виды — нет [и их жидкости не обладают статусом трумы].

[Согласно этому объяснению Гемора объясняет следующую мишну в трактате Трума на тему первинок:] и это то, что учили:

И не приносят первинки в виде жидкости, кроме как вышедшее из оливок и винограда [если их принесли в качестве первинок и выжали уже во дворе]

К источнику: Мишна Мишна. Трумот: , глава 11, мишна 3

[Из этой мишны видно, что любые другие жидкости из плодов не засчитываются в качестве первинок, даже если отделил сами плоды в качестве первинок и выжал из них сок только во дворе Храма.] [Как] кто [идёт эта алаха]? Как раби Иошуа, который сказал: «учи из неё и оставь на месте» [и поскольку раби Иошуа учит по этому принципу что в труме только жидкости из винограда и оливок считаются трумой, поскольку есть связь между трумой и первинками, раби Иошуа] учим первинки из трумы [— что и в первинках это правило применимо только к винограду и оливкам. То есть, если бы не связь между трумой и первинками, раби Иошуа был бы согласен, что слово «принеси» добавляет к первинкам жидкости из всех 7 видов. А в труме считал бы он, что только жидкости из винограда и оливок обладают святостью трумы, и только когда их выдавили ради трумы. Но поскольку есть связь, он сперва учит труму из первинок: как в первинках жидкости обладают их статусом даже если натекли сами, так и в труме. Но какие жидкости? Только из винограда и оливок. А когда мы точно знаем закон трумы, раби Иошуа учит из неё первинки, что и в первинках это только жидкости из винограда и оливок. А вот раби Элиэзер, так как учит закон из первинок целиком, не ограничивая его оливками и виноградом, у него нет никакого источника, чтобы ограничить закон первинок, а значит наша мишна идёт не по его мнению].

И это то, что учили:

Не наказывают 40 из-за орлы, кроме как за вышедшее из оливок и винограда

К источнику: Мишна Мишна. Трумот: , глава 11, мишна 3

[Как] кто [идёт эта алаха]? Как раби Иошуа, который говорит: «учи из неё и оставь на месте» [и потому он считает, что жидкости других плодов трумы не трума] и замем учим первинки из трумы [что в них тоже это только жидкости из винограа и оливок]

А затем учит из первинок орлу [так как они связаны словами] «[и возьмёшь из начала всех] плодов [земли]» (Дворим 26:2 про первинки) «[то необрезанными считайте его] плоды» (Ваикра 19:23) [и поэтому и в орле наказывается только за эти два сока].

Назад
Вперёд

© 2019-2025 LaSil. v0.4