Талмуд: Талмуд. Хуллин: , глава 8

test1

[Случай, связанный со сказанным выше:]

Засолили для рава Мори бар Рохель мясо кашерное вместе с мясом трейфыРаШИ. [Млиху производили в посуде с отверстием и потому мы не опасаемся, что может быть впиталась кровь. Но рав Мори сомневался, не стоит ли запретить мясо из-за того, что оно впитало сок невейлы 1РаШИ. Но см РаШБА в сноске 15. Сок, выделяющийся из мяса считается как кипящая, так как она солёная]. Пришёл он к Рове [чтобы спросить: пока мясо выделяет из себя жидкость, оно не впитывает кровь. Применяется ли этот же принцип к соку невейлы? Или, может быть, только кровь не впитывается пока мясо выделяет свой сок и в таком случае сок невейлы впитается и мясо будет запрещено2Разница, по всей видимости, в том, что кровь "гладкая" (см выше 111а сноска 27) и плохо впитывается, а скорее стекает с мяса, в отличие от любых других жидкостей, которые не так быстро стекают и успевают впитаться (см РаШИ на слова "запретить", см РИТБА)?]

Сказал ему [Рова]: "[Учили же в брайте: “написано про запрещённых шрацим (Ваикра 11:31): ‘эти] (определённый артикль) нечистыРаШИ [...’. Наличие определённого артикля тут лишнее и потому толкуется, что стих дополнительно] запрещает так же цир (жидкость, которая выделяется при засолке) из шрацим, ройтев (жидкость, выходящую при нагревании) и мелкие частицы, которые остаются на краях посуды при варке (кейфе)РаШИ. [И такой же закон применим к остальным запретам - их цир так же запрещён”. Таким образом, раз сок невейлы запрещён, то он запрещает и кошерное мясо при совместной засолке. А по поводу разницы между кровью и другими жидкостями Рова констатирует (что мы знаем из другого места), что есть разница и потому сок трейфы впитается, хотя из кашерного мяса ещё выделяется сок]"

3

Так это объясняет РаШИ. См выше сноску 8

Однако РаШБА не доволен таким объяснением. Ведь по мнению РаШИ рав Мори не сомневался что цир невейлы запрещён, весь его вопрос касался лишь того, впитается ли этот цир в кашерное мясо или нет? Но если так, почему же Рова в ответ приводит брайту, что цир запрещён? В этом вроде как рав Мори и не сомневался, а на его вопрос брайта не отвечает... Смотри РИТБА, Лев Арье, Хавот Даат (Йоре Деа 91:9) которые объясняют мнение РаШИ.

Сам же РаШБА даёт другое объяснение. раву Мори было очевидно что сок невейлы может впитаться, вопрос же был в том выведет ли соль из мяса так же запрещённый сок или соль выводит только кровь? Если соль выводит только кровь, то тогда из невейлы не вышел запрещённый сок и он, понятно, не впитался в кашерное мясо. Если же соль выводит и сок из невейлы, то получается что сок вышел и впитался в кашерное мясо и оно будет запрещено. На это Рова отвечает брайтой, которая запрещает цир и кейфе шерецов, а ведь цир - это жидкость выходящая при засолке, и получается что соль выводит не только кровь, но и сок мяса. [При таком объяснении понятно, почему Рова приводит брайту, говорящую именно про шрацим, хотя запрет касательно другой пищи толкуется из другого стиха, так как именно эта брайта упоминает цир. См далее 121а-б]

107a

...

...

Рабон Шимон бен Гамлиэль сказал: «Два гостя едят за одним столом, один — мясо, другой — творог, и не опасаемся.»

...

Рабон Шимон бен Гамлиэль сказал: "Два гостя едят за одним столом..."

Скзал рав Ханан бар Ами, сказал Шмуэль: "Это все только если они не знакомы друг с другом, но если знакомы - запрещено."

Учили так же так в брайте: "Рабон Шимон бен Гамлиэль говорит: "Два гостя, которые остановились в одной гостиннице, один - с севераРАШИ-80, другой с юга, один с куском [мяса], другой - с сыром - едят за одним столом, этот - мясо, а этот - сыр. И не опасаемся. И не запретилиРАШИ-81, кроме как если есть тфиса ахасРАШИ-82. Ты думаешь - тфиса ахасРАШИ-83? Но на самом деле - подобно тфисе ахасТосафот-3.""

Сказал рав Еймар бар Шалмайа Абайе: "Два брата, которые плохо относятся друг к другу - каков законРАШИ-84?"

Ответил ему: "Скажут: все фигурные мацы запрещеныРАШИ-85, а фигурные мацы Бейтса разрешены?!"

"По твоей логике то, что сказал раби Аси от имени раби Йоханана: "Тот, у кого только один халат - можно стирать его в холь амоэд" - тоже скажут "

...

Когда Равин пришёл [из Израиля в Вавилон, он сказал:] «Сказал раби Йоханан: “Солёное - не как кипящее, а замоченное - не как варёное”»

Сказал Абайе: «То, что сказал Равин - не верно, ведь те чаши, которые были в доме раби Ами, в которых высаливали мясо, и [раби Ами] разбил их [чтобы ими больше невозможно было пользоваться]. Раз раби Ами был учеником раби Йоханана, то зачем он их разбил? Не потому ли, что он слышал от раби Йоханана, что тот говорил: “Солёное - как кипящее”?!»

"Скажут: все фигурные мацы запрещены, а фигурные мацы Бейтса разрешены?!"

"Про то уже сказал госопдин, сына рава Аши: "Пояс его разъяснит ситуацию""

Мишна: капля молока упала на кусок - если есть в ней чтобы дать вкус в этот кусок - запрещён. Помешал кастрюлю - если есть в ней чтбы дать вкус в кастрюлю - запрещена

Гемора: Сказал Абайе: вкус и без вещества в общем запрещены Торой.

Ведь если ты решишь, что [не в мясе с молоком] это лишь запрет мудрецов - то почему не выучить его из МсМ? Потому что это хидуш? Но если хидуш, то тогда тогда (МсМ) должно быть запрещено даже если нет вкуса [молока в мясе]!

Сказал ему Рова: (Это не доказательство. Да, МсМ это хидуш, но тем не мнее требуется наличие вкуса, потому что) варку запретила Тора (а варка подразуемевает передачу вкуса).

Сказал Рав: после того, как молоко зарпетило кусок, уксок стам становится падалью и запрещает другие куски, так как они однго с ним вида!

...

...

Птицу ставят на стол с сыром и не едят [их вместе] — слова дома Шамая. А дом Илеля говорят: не ставят и не едят. Сказал раби Йоси: это [одно из] облегчений дома Шамая и из устрожений дома Илеля.

Про какой стол это сказали? Про стол, за которым едят. Но стол, на котором расставляют еду - можно ставить одно рядом с другим и нет проблемы.

...

Учил Агра, тесть раби Аба: «Птицу и творог едят без предохранения». Он это учил и он это сказал: «Без омовения рук и без очистки рта».

Рав Ицхак, сын рава Мешаршьи, как-то раз пришёл к рав Аши. Подали ему творог, и он ел. Подали ему мясо, и он ел, и не помыл руки. Сказали ему: «А вот ведь учил Агра, тесть раби Аба: “Птицу и творг едят без предохранения”. Птицу и творог - да, мясо и творог - нет!» Сказал им: «Так это ночью! Но днём - видно же!»

Учили в брайте: «Дом Шамая говорят: чистит. А дом Илеля говорят: споласкивает». Что значит «чистит» и что значит «споласкивает»?

Если скажешь: дом Шамая говорят: «Чистит и не надо ополаскивать», а дом Илеля говорят: «Ополаскивает и не надо чистить». То тогда то, что сказал раби Зейра: «Очищают рот только хлебом» — соответствует мнению кого? Как дом Шамая?

Но дом Шамая говорят: «Очищает и не надо споласкивать», а дом Илеля говорят: «...ещё и ополаскивает», то тогда это один из случаев, когда дом Шамая облегчает, а дом Илеля устрожает. И тогда надо было учить это среди других случаев когда облегчает дом Шамая и устрожает дом Илеля.

Но дом Шамая говорят: «Чистит и ополаскивает», а дом Илеля говорят: «Ополаскивает и чистит». Одни сказали одно, другие - другое, и никто не спорит друг с другом.

Само то, что сказал раби Зейра: «Очищают рот только хлебом». Это сказано про пшеничный хлеб, но не про ячменный. И даже про пшеничный это сказали только про холодный, но горячий - прилипает. И это про мягкий, но твёрдый - нет.

Алаха - всем можно чистить рот, кроме муки, фиников и зелени.

Спросил рав Аси у раби Йоханана: какую паузу надо сделать между мясом и творогом? Ответил ему: не нужна.

Разве? А вот ведь сказал рав Хисда: ел мясо - запрщеено есть творог. Творог - можно есть мясо.

Но [такой был вопрос у рава Аси]: какую паузу надо делать между творогом и мясом? Ответил ему: не нужна.

Само то, что сказал рав Хисда: «Ел мясо - запрещено есть творог. Творог - можно есть мясо».

Сказал рав Аха бар Йосеф раву Хисде: «Мясо между зубами - что с ним?» Прочитал ему стих: «Мясо ещё между их зубов» (Бамидбар 11:31)

Сказал мар Уква: «Я в этом вопросе винный уксус по отношению к моему отцу. Если мой отец, когда ел мясо сегодня, не ел творог до завтра этого же часа. То я — в этой трапезе не ем, а вот в другой трапезе емТосафот

...

Сказал рав Иди бар Авин, сказал рав Ицхак бар Ашьян: «Первая вода - заповедь. Последняя вода - обязанность.»

Возразили: «Первая и последняя вода - обязанность, средняя - право»!
Заповедь по сравнению с правом называется обязанность.

Само это: «Первая и последняя вода - обязанность, средняя - право». Первую воду льют как на сосуды, так и на землю. Последнюю - льют только на сосуд. А есть те, кто говорят: не льют на землю. Какая разница [между двумя этими версиями]? Разница между ними - кинсаРаШИ.

Первую воду моют как горячей водой, так и холодной, но последнюю воду - только холодной, так как размягчаютРаШИ руки и не убирают грязь.

«Первую воду моют как горячей водой, так и холодной»

Сказал рав Ицхак бар Йосеф, сказал раби Янай: это всё только если руку не

обжигает. Но если руку обжигает - не моют ей.

А есть те, кто относят это к концу: «последнюю воду - только холодной», но грячей - нет. Сказал рав Ицхак бар Йосеф, сказал раби Янай: это всё только если обжигает руку. Но если руку не обжигает - моют ей. А значит, первую воду, хотя и обжигает руку - можно.

«Средняя вода - право»

Сказал рав Нахман: «Это всё между блюдом и блюдомТосафот, но между блюдом и творогом - обязанность».

...

Рав Хисда и Раба бар рав Уна собирались отплыть на корабле. Сказала им одна матрона: "Возьмите меня вместе с собой". Не взяли её с собой. Сказала слово 4 "Милта" - значит слово или речь, что часто означает заклинание, см. далее 139б и РаШИ нам на слова "аваль бемилин" - привязала корабль. Сказали они слово - отвязали 5 Они тоже умели колдовать и сделали это, чтобы спасит себя её колдовства (РаШИ первое объяснение). РаШИ приводит и второе объяснение, от имени "есть говорящие", что они не пользовались колдовством, но сказали одно из святых имён Всевышнего. Сам РаШИ говорит, что нет необходимости во втором объяснении. [По всей видимости причина второго объснения в том, что запрещено пользоваться колдовством. Но сам РаШИ считает, что можно использовать его для спасения себя, как они тут и поступили. Поэтому РаШИ и не видит необходимости во втором объяснении. См. Трумат аДешен, приводится в Ям шель Шломо на нашу главу 13]. Однако РаШИ в параллельном месте в трактате Шабат 81б приводит только второе объяснение. [См. в Менахем Мейшив Нефеш, что он видел в одной книге, где написано от имени Бааль Шем Това: что то, что они сказали, чтобы разрушить колдовство - был стих "Мехашейфо лой сэхайе" (Шмот 22:17 - "Колдунью в живых не оставляйте"), так как произнесение этого стиха с правильной каваной разрушает любое колдовство. И это Гемора и имеет ввиду, поэтому вместо слова "милта" должно быть "м-л-т" - аббривиатура из этого стиха. И потом он добавляет, что видел старое издание Геморы, там где так и напечатано.] . Сказала о них: "Что я могу им сделать? Ведь они не подтираются черепком, не убивают вшей на своей одежде и не едят зелень, связанную в пучки" 6 На первый взгляд не понятны её слова, вдеь сперва её колдовтсво всё же удалось или лишь благодаря тому, что они сделали, судно смогло плыть. Поэтому можно сказать, что на самом деле они не были острожны в этих трёх вещах и потому её колдовство подействовало. Но она не видела, что они разрушили её колдовство и она решила, что оно просто с самого начала не подействовало и решила что на них оно не рабоатет. В любом случае отсюда можно выучить, что эти три вещи помогают от колдовства. Или же, что колдовство было направлено на корабль, а не на них, поэтому сработало.

Всякое мясо запрещено варить с молоком, кроме мяса рыбы и саранчи. И запрещено ставить его на стол с творогом, кроме мяса рыбы и саранчи

...

Возразили из брайты: «Кошерная рыба, которую засолили с некошерной — разрешена». Разве речь не идёт что они обе были солёные?

Нет, возможно что кошерная была солёная, а некошерная - преснаяРаШИ.

А вот ведь из того что учили в конце [этой брайты]: «Если кошерная была солёная, а некошерная - пресная — разрешено», значит в начале говорилось что обе солёные!

[Можно сказать, что конец брайты] объясняет начало: «Кошерную рыбу засолили с некошерной - разрешена. Когда? Когда кошерная солёная, а некошерная - пресная.»

Назад
Вперёд

© 2019-2025 LaSil. v0.4