р. Шломо бен Авраам ибн Адерет: Торат аБайт аКацар: , chapter 4

test1

1: Врата 1. Размеры запрещённых и разрешённых смесей. Как исур запрещает разрешённое и как это можно исправить

1: ?Горячий и холодный контакт?

Исур, который смешался с разрешённым, хотя он и сохранил свою форму и его убрали из смеси - он запрещает смесь своим выделившимся вкусом, если в разрешённом нет 60 против исура. Так как мы не знаем, сколько вкуса выделилось из запрещённого, чтобы оценивать против этого объёма, а потому раз мы не знаем - оценивам против всего исура. И это касается не только запретов Торы, но и запретов мудрецов, таких как вымя и тому подобное - мы оцениваем против всего запрета.

Отсюда можно сделать вывод на следующую ситуацию: если варили в кастрюле запрещённое, а затем, в течение этого же дня сварили в ней разрешённое - нужно 60 против всей кастрюли, а не против того, что выделилось из кастрюли.

А есть мнение, что это применяется только к тем запретам, которые невозможно разрешить (как вымя и т.п.) и глиняной посуде, из которой до конца вкус не выходит. Но металлическая или деревянная посуда - нет необходимости оценивать против всей посуды, а надо лишь хорошо оценить соколько запрета из неё выделилось. Но первое мнение - основное.

Помешал кезайт молока новой ложкой, а затем в течение суток помешал ей мясо - оценивам не против ложки, а против исура, так как мы знаем сколько его было. А если же ложка была не новой (в том плане, что ей много раз мешали мясо) и в течение суток помешали ей кезайт молока - есть мнение, что в таком случае оцениваем против всей ложки, так как теперь в неё впитан басар бехалав. Ведь этот впитанный запрет - как невейла. И мы не знаем ни сколько впиталось, ни сколько выделилось - и потому оцениваем против всей ложки.

А есть те из моих учителей, которые говорили, что ко впитанному не применяется правило ханан и потому не важно, новая ложка или старая - оцениваем против того, что впитано в ложку.

Всё сказанное выше касается ситуации, когда нет профессионального дегустатора. Если же есть дегустатор и смешался вид с другим видом - даём ему попробовать. И если он говорит месиах лефи тумо что вкус запрета не чувствуется в блюде - оно разрешено, даже если мы знаем, что нет в разрешённом 60 против запрета. И дегустатор, про которого мы говорим - это не обязательно профессионал, но даже обычный человек. Ведь вкус, который не ощущается обычным человеком - не является вкусом. А если это был профессиональный дегустатор - видится мне, что даже если явно спросили его, чувствуется ли вкус запрета и даже если он знает, что его спрашивают в вопросах запрещённого и полагаются на него - можно, так как профессионал не будет врать, чтобы не испортить свою репутацию. А есть и те, кто говоря что дегустатор должен быть профессионалом и при этом говорить месиах лефи тумо.

При холодном контакте вкус не выделяется и не впитывается. А потому исур не запрещает разрешённое при соприкосновении, как это будет объяснено далее.

А как запрещает температура? И про какую температуру мы говорим?

Есть мнение, что выделяет и впитывает вкус только такая температура которая может варить. А потому температура кли ришон, который варит, может выводить и заводить вкус. Но кли шейни, который не варит, не выводит и не заводит вкус. И так же струя из кли ришон не выводит и не заводит вкус. Ведь струя из кли ришон - это не сам кли ришон.

Однако это не правильно, ведь температура места шхиты и температура жира ягодиц ниже чем температура [даже] кли шейни и тем не менее выводит и заводит вкус, как это будет объяснено. И получается, что вывод и ввод вкуса не зависит от [того, происходит] варка [или нет]. И потому мы опасаемся любой температуры от огня, даже если он не обжигает руку, как мы объяснили.

10: ??

Всё, вкус чего испорчен - никогда не запрещает смеси, так как Тора запретила только "хороший" вкус. Но испорченный вкус - разрешён. Более того: не только то что само по себе испорчено, но и даже то, что само по себе обладает хорошим вкусом, если оно портит вкус смеси - не запрещено. Пример последнего: уксус из яйн несех (чей вкус сам по себе хорош) попал в горячую бобовую кашу и вкус каши из-за этого испортился.

Не обязательно чтобы вкус был испорчен настолько, чтобы человек испытывал отвращение от этого, но даже если немного испорчен.

Кастрюля не бат йомо не портит вкус еды [сваренной в ней] и [еду, сваренную в такой посуде] даже подают царям. Не смотря на это тора запретила только кастрюлю бат йомо.

И видится мне что это всё только когда разрешённого больше, чем запрещённого. Но если запрещённого столько же сколько разрешённого - будет запрещено, если только вкус не будет испорчен полностью. Ведь всё то время пока разрешённого не больше чем запрещённого - это как будто запрет идентифицируемый, а всякий идентифицируемый запрет не разрешила Тора, пока он пригоден в пищу поселенцу.

А раз так, кастрюля не бат йомо, чей вкус не испорчен для поселенца, почему же будет разрешена? Ведь мы оцениваем против всей кастрюли, как мы уже объяснили. Видится мне, что причина в том, что тут нет сущности запрета, а лишь его вкус. А в случае вкуса (а не сущности), то даже если вкус испорчен лишь немного - это уже разрешено.

Но вот цир запрета и уж тем более когда смешался сам запрет - смесь будет разрешена только если разрешённого больше, чем запрещённого или если вкус испорчен аканчательно.

Кроме того [ещё одна причина почему еда, сваренная в кастрюле не бат йомо будет разрешена] в том, что это устрожение мудрецов оценивать против всей кастрюли. Ведь очевидно что из кастрюли не выделяется вкус в объёме всей кастрюли и если бы попробовал дегустатор-нееврей и не почувствовал бы вкус - было бы разрешено.

А когда в таком случае требуется оценивать против всей кастрюли? Когда выделяется нормальный вкус. И мы опасаемся что почувствуется в еде вкус запрета. Но если выделяется испорченный вкус - то это как будто попробовали и не почувствовали вкуса и потому разрешено.

Если сам по себе запрет не портит вкус, пока ему не поможет что-то ещё - всё равно будет разрешено. Например, запрет упал в кастрюлю, где много соли или специй, и если бы не избыток соли/специй - вкус смеси был бы нормальным - всё равно разрешено.

Всё это говорится про случай, когда вкус испорчен от начала [попадания запрета в еду] и до конца. Но если сперва вкус улучшился и лишь потом испортится - запрещено. Например, вино упало в холодную бобовую кашу и вкус оказался хорошим. А затем эту кашу нагрели и вкус испортился - каша тем не менее будет запрещена. И так же в аналогичных случаях.

Отвратительные для людей вещи, такие как мухи, муравьи, комары и т.п., даже если они смешались с едой и полностью там "растворились", если разрешённого больше, чем запрещённого - разрешено. Тем не менее, всё, что можно обнаружить и удалить - надо обнаружить и удалить.

Домашняя мышь и т.п. отвратительна, но если она упала в алкоголь или уксус, мудрецы опасаются что может быть она улучшает их вкус и потому нужно шишим чтобы битулировать её и её вкус.

Любой запрет, который сам по себе не распространяется, даже если он был горячий и упал на горячее разрешённое - снимаем клипу с места падения и будет разрешено. Даже если кусок разрешённого находился в кастрюле. Но только если этот кусок был вне жидкости и кастрюля не была затем накрыта крышкой. Но если запрет упал в жидкость или помешал кастрюлю после попадания запрета, или накрыл крышкой - жидкость распространяет запрет по всему объёму разрешённого, как мы говорили выше. И так же любые запрещённые плёнки которые пожарили или засолили с разрешённым куском, как мы объяснили.

Распространяющийся горячий запрет упал на холодное разрешённое - в этом случае тоже достаточно снять клипу и можно есть остальное, так как нижнее определяет контакт, как мы объяснили.

Распространяющийся горячий запрет упал на горячее разрешённое - хотя и есть в разрешённом 60 чтобы битулировать запрет, нужно ещё снять более толстую клипу с места контакта, и это то, что называется нетила.

А есть запреты, которые достаточно соскоблить, что меньше чем клипа. Например, кабачки или дыни, которые порезали нееврейским ножом и аналогичные влажные вещи, которые невозможно ополоснуть - скоблят место разреза, чтобы соскоблить тот жир, который мог перейти с ножа на еду.

А есть ситуации, когда достаточно ополаскивания. Например, репа, которую порезали нееврейским ножом, а так же любая другая не острая еда, которая не вытягивает вкус из ножа. И так же варёное мясо, которое коснулось сыра. Во всех этих случаях достаточно ополоснуть место разреза или касания. Но пока не ополоснул - есть запрещено. Поэтому надо быть осторожным и не завязывать мясо с сыром так, чтобы они соприкасались, так как может быть забудешь ополоснуть и получится что ешь запрет.

Всё это касается варёного мяса. Но сырое мясо можно, так как не едят его пока в любом случае не ополоснут. А раз так - не опасаемся, что забудут ополоснуть. И поэтому можно класть ??мясо или рыбу?? или сырое мясо, которое ещё не ополоснули, в кастрюлю неевреев или в посуду, которую использовали для запрещённого, так как точно не будешь это есть, пока не ополоснёшь. И точно так же можно класть запрещённое в посуду, которую в любом случе ополаскивают перед тем, как использовать. И мы не опасаемся что человек намеренно не ополоснёт.

И так же любой холодный запрет который коснулся любого холодного разрешённого - достаточно ополоснуть.

А есть ситуации, когда достаточно хорошо протереть разрешённое. Например, нож, которым резали молочное, а затем порезали им мясо - надо хорошо протереть мясо, чтобы счистить приставший молочный жир, который по другому не уйдёт. И потому запрещено таким ножом резать мясо изначально, так как может быть забудешь и не очистишь мясо как нужно. И так же запрещено ополаскивать мясо водой, которой ополаскивал молочное, так как молочный жир прилипает к мясному и надо будет его оттереть, а мы боимся что забудешь это сделать.

И всё это осторожность, которая приводит к чистоте.

© 2019-2025 LaSil. v0.4