рабейну Ниссим бен Реувен из Жироны: ran_on_rif_on_hullin (ran_on_rif_on_hullin): , chapter 8

test1

37а:видно же:

что не прилипло ничего к рукам.

Рамбам, благословенной памяти, же в гл. 9 законов запрещёной пищи (закон 27) считает, что Арга разрешил есть без чистки рта и омовения рук только творог и потом птицу, но птица и потом творог — нет.

И так это доказывается из истории с рав Ицхаком, сыном рава Мешаршьи, которому принесли сперва творог и он ел, а затем принесли ему мясо и он ел, но не омыл руки. И спросили его: «А вот ведь учил Агра, тесть раби Аба: “Птицу и творог можно есть без предохранения.” Птицу и творог - можно, мясо и творог - нельзя!» А если Агра разрешал есть даже сначала птицу а потом творог без предохранения, то в чём тогда вопрос? Ведь тогда [получается, про что говорил Агра? Про птицу и потом творог, так как это больший хидуш. Значит какой вывод делает из этого гемора? Птицу и творог - можно, а ] мясо и творог всё же нельзя, но ведь рав Ицхак сперва ел творог, а ведь в таком случае можно есть даже мясо потом [ведь если Агра считает, что можно ПТ, ТП, а ТМ и МТ нельзя, надо было сказать больший хидуш - что можно есть даже ТП, чтобы мы поняли, что даже ТМ нельзя есть. Но раз он говорит про ПТ, значит ТМ можно! Но тогда получается, что никакого вопроса на рав Ицхака и нет]! А значит, что Агра разрешил только творог и затем птицу и уже из этого делают вывод: [творог и потом птицу - можно, а вот] творог и потом мясо - нельзя! [Итого, ТП можно без предохранения, ТМ с ОЧС, а МТ и ПТ только с паузой] И это то же, что мы говорим ниже: «Ел мясо - запрещено есть творог». И раз сказали «мясо» без уточнения, значит даже мясо птицы.

Однако Рамбан, благословенной памяти, пишет что Агра разрешает есть даже птицу и затем творог, прямо как он и сказал: «птицу и творог». И не смотря на это задают вопрос на рав Ицхака сына рав Мешаршьи. Ведь если разрешено есть мясо после творога, то надо было Агре вместо того, чтобы говорить что можно есть птицу и потом творог, сказать больший хидуш - что бывает случаи когда можно есть мясо и творог без предохранения, хотя это потенциально запрет Торы - когда едят творог и потом мясо. А раз он говорил только про птицу - значит птицу и творог, которые по Торе не запрещены, можно есть без предохранения в любом порядке, даже птицу и потом творог. Но вот мясо и творог в любом случае нельзя, даже если ел сперва творог и потом мясо. И как мы говорим дальше: «Ел мясо - запрещено есть творог», то есть мясо животного, так как по умолчанию мясо означает мясо животного. А то, что учил Агра «Птицу и творог можно есть без предохранения», так тот же закон и применительно к диким животным и творогу, так как мы считаем как раби Акива, который сказал (113а): «Дикое животное и птица — не запрещены по Торе». А то, что Агра сказал именно про птицу — это потому что согласен раби Йоси аГлили с раби Акивой в этом вопросе. Но Так как мы считаем как раби Акива - для нас тот же закон будет и для дикого животного.

Однако Рамбам, благословенной памяти, пишет в упомянутой выше главе, что закон дикого животного. Хотя он сам и считает как раби Акива, что дикое животное и птица - не по Торе. И возможно это потому что он считает, что мясо дикого животного похоже на мясо домашнего животного.

37b:чистит:

Чистит рот, то есть съедает что-то между одним и другим

37b:споласкивает:

Раши говорит, что споласкивает рот. И в таком случае получается, что нужно и то и другое - чистить рот и споласкивать рот и мыть руки.

Но меня такое не устраивает, потому что если так, то когда [Агра] говорит «чистит рот и моет руки», надо было ему сказать «почистить рот, сполоснуть рот и помыть руки». Поэтому видится мне, что «споласкивает» - значит омовение рук. И дом Шамая говорили про очистку рта, а дом Илеля - про очистку рук. И все согласны что нужно и то и другое.

37b:алаха: всем можно чистить:

Ни чем из этого. [Финики] прилипают к нёбу и не чистит. А мука - потому что мягая, разлетается по рту и не чистит рот и нёбо. И дальше будет сказано, достаточно ли такой чистки между мясом и творогом или только между творогом и мясом.

37b:сказал рав Хисда:

Так как мясо выделяет жир и он прилипает ко рту и долго даёт вкус

37b:мясо между зубами - что:

Считается ли оно мясом, чтобы запрещено было есть творог, пока его не уберёшь

37b:мясо ещё:

Значит, называется мясом

37b:я в этом вопросе как винный уксус:

Я в этом вопросе хуже моего отца, как укусус из вина.

И есть те, которые объясняли его слова так: когда рав Хисда скзаал, что если ел творог - можно есть мясо, то есть даже без чистки рта, так как творог и его вкус не остаются во рту а сами рассасываются. Однако омовение рук ночью, когда не видно - нужно. И рав Ицхак сына рава Мешаршьи не чистил рот вообще. Потому что если ел творог, а затем мясо - это не нужно. И так надо его понимать: ел мясо - запрещено есть творог, кроме как елси помоешь руки и почитсшь рот. Однако этого достаточно. Ел творог - можно есть мясо даже без чистки рта. И доказательсто этому из того, что мы говорим недалеко дальше (105б): «учили только про между блюдом и блюдом, но между блюдом и творогом - обязательно». Значит есть решение между блюдом и творогом так, чтобы не нужно было ждать - если почистил рот и помыл руки. А мар Уква, который делал паузу между трапезами - это благочестивое поведение его. И так считает автор Алохот и рабейну Там и РЗ аЛеви, заль.

Но РИФ, заль, обяснил, что когда рав Хисда сказал «ел мясо - запрещено есть творог» значит пока не сделает паузу как до другой трапезы. И так надо его понимать: ел мясо - запрещено есть творог пока не сделает паузу между трапезами, и не достаточно почитстиь. Но ел творог - можно етсь мясо если почистить рот и помыть руки. И как сказали БШ и БИ "почистить и сполоснуть" - в таком случае. И так же считает Рамбам заль в 9 гл. законов запрещённой пищи. И поэтому рав Ицхак сын рава Мешарьши принесли ему творог и ел принесли ему мясо и ел - он почистил рот. И говорим мы дальше "но между блюдом и творогом - обязательно" - это значит между [мясным] блюдом и творогом, который ел перед этим.

Но РОШ, заль, сомневается и говорит, что возможно не запрещал РИФ заль есть мясо и потом творог пока не прошло время до другой трапезы кроме как если не чистил рот. Но если чистил рот - можно. И удивляюсь я на него, ведь поскольку РИФ заль приводит доказательство из выссказывания мар Уквы, значит, он считает что [такую паузу] он делает не только из-за благочестия, но потому что это требование закона. А если бы достаточно было только почистить рот - то в чём мар Уква облегчал больше, чем его отец? Да так, что называл себя винным уксусом? Тогда ему надо было бы просто обойтись чисткой рта, а отец не обязан был бы ждать до следующего дня! И ещё: ведь ниже РИФ заль должен будет объяснить, что то, что сказал рав Нахман "между блюдом и творогом - обязательно" - это когда ел творог до блюда? Ведь если как он [РОШ] говорит, то можно понять это по простому ведь достаточно обойтись чисткой рта! Поэтому очевидно, что РИФ заль считает, что если ел мясо и птом творг - не достаточно почистить рот, а надо сделать паузу.

И уже распространился обычай поступать как РИФ. И в любом случае я согласен с тем, что если человек ел мясо и сделал небольшую паузу, а потом нашёл мясо между зубами - не нужно делать паузу как до другой трапезы от того времени, когда убрал мясо. Надо делать эту паузу от еды самого мяса. Однако почистить рот всё же видимо надо.

:

37b:но:

между блюдом и творогом - обязанность

37b:есть те кто:

Уже объяснено выше

37b:ведь из него задают вопрос на раби Йоханана:

В Геморе

:

© 2019-2025 LaSil. v0.4