Рав Наэ Авраам Хаим: Кцот аШульхан: симан 2

test1

1: Омовение рук утром

У каждого, кто спал ночью 60 вдыхов, уходит его душа и приходит дух нечистоты и покоится на его теле. И сразу как только проснётся — уходит дух нечистоты со всего тела и остаётся только на руках. ТАк как дух нечистоты не уходит с них, пока не выльешь на руки воду 3 раза по очереди, как это будет объяснено.

[1. ... А мнение РаМЭ из Пано, благословенной памяти, что это немного болше 3 минут и стоит устрожиться... И в любом случае видится так, что полсе очень короткого сна не надо благословлять «аль нетилат ядаим», так как надо чтобы сон длился минимум полчаса....]

[2. Первое издание 4:4]

И уже было объяснено выше, в первой главе, что в Зоаре очень устожили и запретили проходить больше 4 локтей без омовения рук.

[3. Локоть — 6 кулаков]

И потому мудрец, который думает наперёд, перед тем, как пойдёт спать, приготовит себе воду и сосуд рядом с кроватью.

[4. Ципорен шамир 7(:11) предупреждает, чтобы не было около кровати открытых ночных горшков и т. п., так как это даёт власть [духу нечистоты] и может привести к «ночному случаю»]

И всякий дотошный человек пусть будет осторожен, чтобы сразу проснувшись ото сна омыть руки, даже если продолжает лежать в кровати

[5. Первое издание, 1:7]

Если же вода или сосуд далеки от него, то пусть идёт до них переходами, меньше чем 4 локтя.

[6. И так принято было у наших святых раввинов, как это написано в ??? гл. 1. А есть ахаройним, которые с этим спорят. Однако в таких духовных вопросах не возможно отойти от кабалы. И в любом случае, если боится, что пройдёт время Шма или молитвы пока будет так идти — очевидно что надо бежать]

2: Что нельзя трогать руками до омовения рук

Надо быть очень осторожным, чтобы не трогать руками до их омовения рот, нос, уши, глаза. И так же не трогать воду, которая с сосуде, чтобы не затумить её. И тем более не трогать никакие еду и напитки, чтобы не затумить их. И особенно стоит предупредить об этом женщин, так как именно они обычно занимаются едой.

[7. Второе издание, гл. 4. По поводу постфактум]

И нельзя касаться никаких отверстий в теле. Но через ткань всё это трогать можно.

[8. ]

[9. ]

И всё это по закону Талмуда, но в Зоаре устрожились ещё больше, как объяснено в первой главе.

3: Как убрать дух нечистоты. На что говорят благословение

Порядок омовения рвк: изначально надо взять сосуд, полный воды правой рукой, передать его в левую руку, затем полить левой рукой на правую руку [один раз. Потом взять сосуд правой рукой и полить на левую руку один раз. И так сделать три раза.]

И надо обязательно (и если это не сделать - даже постфактум не поможет омовение) лить попеременно, так как так приняли мудерцы кабалы: дух нечистоты не уходит целиком пока не попомют три раза поочереди.

И так же надо помыть всю кисть руки, до её соединения с предплечьем, так как до этого места распространяется нечистота на руках.

[10. ]

А если нет достаточно воды, чтобы помыть три раза как полагается, то достаточно помыть один раз и можно произнести благословение «аль нетилас ядаим». Так как благословение было установлено не только на удаление духа нечистоты с рук, но и потому что надо освятиться святостью Святого, благословен Он, и убрать нечистоту с рук [11. ], поливая их водой из сосуда, как это делал коэн, когда освящал свои руки из киёра. И потому благословляют «Который освятил нас...». А для освящения рук достаточно одно раза [полить руки водой. И потому даже на такое омовение произносят благословение.]

Но в любом случае надо вылить ревиит воды на обе руки одновременно, так как льёт воду на руки только один раз.

[12. ]

[И насколько возможно надо быть осторожным чтобы не касаться всего того, о чём говрилось выше в параграфе 2, так как не помыл руки три раза].

И не надо чтобы лил на руки тот, кто ещё не омыл руки.

[13. ]

4: Требования к омовению рук

Так же надо быть осторожным (даже постфактум), чтобы

  1. вода была пригодна для омовения рук перед трапезой;
  2. воду лили на руки из сосуда
  3. воду лили силой человека
  4. не касались рукой влаги на сосуде, которая была затумлена ещё неомытой рукой [14. ]
  5. не было хацицы и всего, что мешает омовению рук перед трапезой

Так как всякое омовение непригодное для трапезы — не произносят на него благословение утром.

[15. ]

Если же нет у него сосуда или пригодной воды, тем не менее надо омыть руки, но не говорят благословение.

Если же потом появится у человека сосуд или пригодная вода - пусть омоет руки второй раз и произнесёт благословение «аль нетилас ядаим», если её не молился. Если же уже помолися, то пусть помоет руки второй раз как надо, но уже без благословения.

[16. ]

5: Вода после омовения

Утреннее омовение рук не делают над землёй, но только над сосудом. И хорошо чтобы этот сосуд был отвратительным.

Вода после омовения рук запрещена для использования, так как в ней присутсвует дух зла. И потому не оставляют её дома и не выливают её ни дома, ни в другом месте, где ходят люди, чтобы они её не коснулись и не было им ущерба [17. Первое издание, 4???]

И запрещено произносить благословения и учить Тору в присутствии этой воды, пока её не закрыли [18. (р. Хаим Йосеф Азулай) Кешер Годоль (1:5)]

6: «Аль нетилас ядаим» — утреннее благословение

Когда проснулся ото сна и омыл руки, надо произнести благословение «аль нетилас ядаим», главное чтобы это было полсе полуночи, как и в случае с остальными утренними благословениями. Даже если собираешься снова лечь спать до рассвета и придётся снова мыть руки три раза поочереди. И не смотря на это можно произнести благословение на первое омовение и не потребуется поизносить благословение на второе омовение.

Ведь постановили произносить благословение «аль нетилас ядаим» только один раз утром, когда человек становится новым творением, как и все остальные утренние благословения [19. Сидур], как написано: «новые по утрам...». Ведь человек отадёт свою уставшую душу, а Святой, благословен Он, возвращает ему новую и отдохнувшую, чтобы можно было служить Б-гу, Благословенному. А во время второго сна он уже не становится новым творением, так как это происходит только один раз, а не два раза.

[20. Первое издание, 4 ???]

7: Длительность сна и омовение рук

Если бодрствовал всю ночь или не спал больше 60 вдыхов, то на человеке не пребывл дух нечистоты вообще и потом не требуется мыть руки три раза. Достаточно помыть тольлко один раз для молитвы. И не нужно произносить благословение «аль нетилас ядаим».

Но если проспал 60 вдыхов, даже если это был временный сон — нужно помыть руки тра раза. И в любом случае стоит коснуться части тела, скрытой под одеждой, перед омовением, чтобы произнести благословение «аль нетилас ядаим» по всем мнениям.

[21. Сидур. То есть, учесть мнение РОШа, что причина омовения рук в том, что руки по умолчанию во время сна трогали скрытые части тела. А это мы не опасаемся во время временного сна, как пишет РОШ в своих ответах, и это приводится в Бейт Йосеф. И потому надо коснуться тела перед омовением и тогда будешь обязан сказать броху.]

8: Окунание рук

Тот, кто идёт по дороге и у него нет сосуда [для омовения], если он окунул руки в мей габаим объёмом в 40 сеа или в источник, даже если в нём нет 40 сеа, произносит благословение «аль нетилас ядаим». А после этого, когда у него появится сосуд и вода, пусть польёт на руки три раза. А в крайнем случае, если не предвидится ему, что у него появится сосуд и вода пока не пройдёт время Шма и молитвы — то пусть окунет в мей габаим даже если нет в них 40 сеа и произнесёт благословение «аль нетилас ядаим» [22. Сидур]

[Мей габаим:

  1. спокойная вода на земле, котрая не была начёрпана (Рамбам в комментарии к Мишне)
  2. собранная в земле вода, даже если она начёрпана (Рамбам, Законы нечистоты еды, гл. 9)
  3. вода в земле (РаШ)
  4. неначерпаная вода в земле (р. Овадья из Бартануры)
]

9: Нельзя произносить благословение, пока не посетил туалет утром

Написано: «благослови душа моя Г-спода и все внутренности мои имя Его святое». И так как надо благословить Б-га всеми внутренностями моими, запрещено благословлять пока не очистишь их от испражнений и мочи. А утром по умолчанию у человека есть в этом потребность. Поэтому не произносят благословение «аль нетилас ядаим» пока не выйдет из туалета и не помоет руки второй раз один раз [а не три]. А после этого произносит благословение.

Но если не нужно в туалет в ближайшее время, пусть произнесёт благословение сразу [23. Сидур. Кицур Шальхан Арух. И см. дальше, в п. 12 (видимо, 11) в примечании, должно ли быть омовение рук после туалета, на которое произностят «аль нетилас ядаим», быть как омовение рук перед трапезой. И не требуется откладывать благословение до вытирания рук (см. Шаарей тшува 4:1)....]

И насколько возможно надо сблизить благословение и омовение и не прерываться между ними [24. 6:5]

10: Мытьё рта, лица и ног

Есть те, у которых принято мыть рот утром из-за слюны во рут, чтобы благословить имя Б-га великое в святости и чистоте.

И моют лицо и ноги каждый день из уважения к Творцу, как сказано «ибо по образу Б-га сделал человека».

И надо обязательно вытереть хорошо лицо, чтобы не заболеть [25. ... А в пост запрещено мыть рот (Атерет Заав). Тот, кто окунается каждый деть перед молитвой тем самым моет и ноги. А Мшина Брура пишет от имени При Мегодим, что в тех странах, где не ходят босиком, нет необходимости мыть ноги]. И нельзя надевать обувь или носки пока ноги ещё мокрые [26. Шульхан Арух Альтер Ребе, законы охраны тела и души]

11: После чего надо мыть руки

Вот что ещё требует мыть рук обязательно водой [из-за злого духа, который пребывает на руках, даже если не хочет молиться или учиться], но не требуется лить на руки три раза. Когда

  1. встал с кровати
  2. вышел из туалета
  3. вышел из бани
  4. постриг ногти [на руках или ногах [27. Это очевидно. И нашёл я после этого в Приша 241 по поводу «три вещи сказано про ногти...», где он пишет: «и тут нет разницы между ногтями на руках или ногах, так как нигде мы такой разницы не находим да и нет никакой причины думать, что она есть»] как ножом, так и зубами]
  5. снял обувь руками
  6. коснулся ног, тела, бедра [в тех местах, которые скрыты под одеждой]
  7. почесал голову [рукой]
  8. коснулся вши [и во всех этих случаях, даже если коснулся только мизинцем, надо омыть всю кисть, или как минимум все пальцы] [28. ???]
  9. была интимная близость
  10. выгонял вшей из одежды, даже если не касался вшей, потому что не нашёл их
  11. ходил между могил
  12. зашёл в оэль мёртвого
  13. провожал мёртвого
  14. пускал кровь из плечей
  15. стриг волосы [29. Первое издание, там же, п. 18 и 19. И обычай мира мыть руки после выхода из туалета три раза по почереди. И так же провожавший мёртвого, как это приводится у ахаройним. И есть те, кто пишут, что если вошёл в туалет, даже если не делал там ничего, обязан помыть руки. И так пишет Каф аХаим на Шульхан Арух ???]

12: Сон днём и омовение рук

Тот, кто спал днём 60 вдыхов, желательно чтобы он помыл руки три раза по очереди, так как возможно что сон приводит к появлению духа злого на руках даже днём. Однако не произносят благословение «аль нетилас ядаим»

[30. Первое издание, там же, п. 15]

Назад
Вперёд

© 2019-2024 LaSil. v0.4