Мёд, который сварили толчёными специями, для того, чтобы придать ему вкус, как это принято у путешественников — мёд тут главное, а специи - второстепенное и благословение на это шеаколь, потому что специи тут нужны для того, чтобы придать вкус мёду.
Но вот варенья из плодов, или трав, или специй, сваренное с мёдом, даже если они [— плоды, травы или специи —] сильно перетёрты и смешаны с мёдом, они всё же считаются основным и благословение говорят на них, даже если мёда больше.
Это всё касается варений, которые сделаны для сохранения плодов, чтобы есть их понемногу иногда, а не есть их для насыщения много, как блюдо. И именно поэтому в таком случае мёд не считается главным. Но блюдо, которое сделано из смеси мёда и ещё чего-то (не из пяти видов злаков), например плодов или бобовых — тут мы смотрим на то, чего больше. И если больше мёда — он главный и [его благословения] освобождают плоды, даже если они не перетрты и смешаны с ним, а видны внтури него. Например, если их сварили вместе и это сдало одним блюдом.
И такой же закон будет с другой жидкостью (кроме воды): если жидкости больше — она главная.
[Всё это за исключением ситуации] когда один [ингредиент] — главный, а второй нужен только для придания вкуса. В таком случае второй будет второстепенным, даже если его больше. Как это объяснено в п. 16