1: Главное и второстепенное
Два вида, смешанных вместе, и у них разные благословения, то если один из них главный, а второй — второстепенный, то есть его добавляют только чтобы исправить и подготовить блюдо, [благословения] на главный засчитываются за второстепенное как в начале, так и в конце (даже если второго вида больше). Если же оба главные, то тот, которого больше считается главным, а которого меньше — второстепенным и теряет значимость по отношению к тому, что больше1.
2: Злаки - почти всегда главное
Но злаковые [когда на них благословение мезонот] всегда считаются главными, даже если большая часть блюда - это мёд или что-то другое, и они главные в блюде, а злаки нужны лишь для придания вкуса мёду — злаки тем не менее считаются главными и благословение на всё блюдо мезонот2. Но это только если злаки физически есть в блюде, а не только вкус. Если же злаки добавляют в блюдо не для того, чтобы придать вкус, а для цвета или консистенции, чтобы блюдо было погуще, и не собираются вообще есть злаки — тогда злаки не считаются главными. Но если всё же собираются есть так же и злаки, пусть они и не главные, как, например, если муку замешали с мёдом (то, что называется леках) - на это говорят мезонот.
А хлеб, сделанный из смеси муки злаков и муки бобовых, даже если злаковой муки меньше, чем кезайт бикдей ахилат прас - говорят на него амойци3.
3: Выпечка с начинкой
Тесто, наполенное мясом, рыбой, творогом или плодами и тому подобным, начинка становится второстепенной к тесту и за неё засчитывается благословение на выпечку, то есть амойци или мезонот. И даже если едят потом только начинку. И даже если начинки сильно больше и главное ради чего это едят - ради начинки, так как планируются насытиться так же едой теста. И не нужно говорить благословение на начинку. Но если есть только начинку, без выпечки — говорит на начинку подходящее благословение4.
4: Смешали еду и напиток
Смешал еду с жидкостью, чтобы есть их вместе и потом собирается пить жидкость отдельно — надо сказать на жидкость отдельное благословение. Если же ест всё вместе - не требуется отдельное благословение (даже если жидкость - вино), потому что жидкость в таком случае второстепенна по отношению к еде и на неё засчитывается благословение на еду.
Если же главное его намерение относится и к еде и к жидкости, не смотрим на то, чего больше, но говорим благословение на то и на другое: сперва на еду, едят её немного, а после этого шеаколь на жидкость. И это даже если еда сделана из злаков - они всё равно не будут считаться главными, чтобы их благословение не засчиталось на жидкость, ведь даже сами злаки, ставшие напитком, не благословляют на них мезонот5. (А жидкость в которой сварили или замочили еду, так что еда передала жидкости вкус - этот закон был объяснён в гл. 53)
5: Мёд со специями
Мёд, который сварили толчёными специями, для того, чтобы придать ему вкус, как это принято у путешественников — мёд тут главное, а специи - второстепенное и благословение на это шеаколь, потому что специи тут нужны для того, чтобы придать вкус мёду.
Но вот варенья из плодов, или трав, или специй, сваренное с мёдом, даже если они [— плоды, травы или специи —] сильно перетёрты и смешаны с мёдом, они всё же считаются основным и благословение говорят на них, даже если мёда больше.
Это всё касается варений, которые сделаны для сохранения плодов, чтобы есть их понемногу иногда, а не есть их для насыщения много, как блюдо. И именно поэтому в таком случае мёд не считается главным. Но блюдо, которое сделано из смеси мёда и ещё чего-то (не из пяти видов злаков), например плодов или бобовых — тут мы смотрим на то, чего больше. И если больше мёда — он главный и [его благословения] освобождают плоды, даже если они не перетрты и смешаны с ним, а видны внтури него. Например, если их сварили вместе и это сдало одним блюдом.
И такой же закон будет с другой жидкостью (кроме воды): если жидкости больше — она главная.
[Всё это за исключением ситуации] когда один [ингредиент] — главный, а второй нужен только для придания вкуса. В таком случае второй будет второстепенным, даже если его больше. Как это объяснено в п. 16
6: Главное и второстепенное по отдельности
Если есть главное и второстепенное - благословляем на главное и это засчитывается ндля второстепенного, даже если они не перемешаны друг с другом, а просто едят их вместе. И главное в этой еде - один вид, а второй едят только из-за того, что едят первый, и если бы не ели его - не ели бы и второй. В таком случае на него и засчитвается благословение на первый, как мы объяснили.
7: Хлеб всегда главное, кроме...
Если едят хлеб вместе с другой пищей, то даже если другая пища и основная и её больше , хлеб тем не менее считается главным и говорят амойци и оно засчитывается за другую еду. Кроме как если человек вообще не голоден и не собирается вообще получить удовольствие от еды хлеба. Например, человек хочет есть солёную рыбу и чтобы она не повредила горлу ест с ней хлеб - в таком случае хлеб второстепенный к рыбе и на него засчитывается благословение на рыбу7. Но евсли человек всё же хочет так же есть и хлеб, хотя он ест его с солёной [рыбой], даже если солёное он хоет больше - говорит амойци и оно засчитывается за соление8.
8: Хлеб с водкой
И так же тот, кто ест перед трапезой хлеб, замоченный в самогоне, хотя главное его намерение - самогон, и лишь поскольку он крепкий - замачивает в ней хлеб и ест так. [Всё же] поскольку он ест это перед трапезой, наверняка он хочет так же и подкрепиться хлебом и поэтому должен сказать амойци и оно засчитается за самогон, впитанный в него9.
И так же если человек замачивает "хлеб кармашками" в вине или самогоне или другой жидкости - не надо говорить благословение на впитанную жидкость и не на жидкость, которая на нём, как например, обмокнутый в мёд10.
Но если его намерение только на самогон и вообще не хочет хлеб, например, это после трапезы - должен сказать на это шеаколь11.
9: Главное и второстепенное, которые едят по отдельности
Всё это касается хлеба или другой еды, которую едят с соленьем или с самогоном вместе. Но то, что едят после , отдельно - надо благословить до и после этого, кроме как если и эта еда тоже второстепенная. Например, если человек ест хлеб или другую еду как закуску после того, что он уже выпил -- не требуется говорить благословение на это [кроме как если хочет есть хлеб]. И лучше не есть хлеб как закуску, потому что кто может понять, ест ли он хлеб как закуску или так же чтобы наесться12.
Если же он ест из-за питья но перед питьём, чтобы не пить на пустой желудок, то хотя эта еда и из-за питья и второстепенна к нему - нужно скзать перед этим нужное благословение13.
10: Увеличивать нужные благословения и уменьшать ненужные
Благочестивые же люди даже когда едят закуску после напитка - пробуют эту закуску перед питьём немного, чтобы сказать на это соответствующее благословение (если это не шеаколь) перед тем, как скажет шеаколь на напиток, чтобы увеличить количество благословений. Ведь всегда должен человек увеличивать количество нужных благословений и уменьшать количество не нужных. А это - нужное благословение, ведь оно специальное на второстепенное и не такое же как на главное. А мы должны уменьшать [количество благословений] именно когда можно чтобы одно благословение распространилось на две вещи и оно специально на обе эти вещи14.
11: Когда так делают благочестивые, а когда - нет
О чём идёт речь? Когда главное не любимнее для человека, чем второстепенное. И тогда качество благочестивых - говорить сперва благословение на второстепенное. Но если главное для человека любимее второстепенного и не стал бы есть второстепенно вообще, если бы не главное, - надо сказат благословене сперва на главное и оно засчитается за второстепенное15. Даже если благословение на главное - шеаколь, а на второстепенное - адама или аэц - всё это не помогает предпочесть второстепенное, потому что он не стал бы есть его, если бы не главное
И даже если сейчас, когда он уже ест второстепенное с главным - второстепенное для него любимее, но если бы ел их по отдельности второстепенное не было бы настолько любимым, как главное, - не говорят на него благословение вообще16.
А есть мнение, что даже в этой ситуации хорошо бы сказать сперва благословение на второстепенное. И можно положиться на это мнение в шааты и йом товы, чтобы дополнить 100 благословений17.
12: Когда благословение на главное не засчитывается на второстепенное
На второстепенное засчитывается благословение главного только когда второстепенное было перед ним, даже если у них одинаковые благословения18 или же его явно имели ввиду, кгда говорили благословение на главное. Но если после благословения принесли ему и он не имел это ввиду так, что если бы это не было второстепенным - надо было бы благословлять на это (как это объяснено в гл. 56)19 - так же и сейчас, когда это второстепенное, надо будет сказать на него благословение до и после, если у них [- главного и второстепеннго -] разные благословения20. Кроме как если он сел употреблять главное и это садятся употреблять, как например хлеб и вино, пиво или медовуха в этих странах, где их садятся пить21.
Тот, кто ест хлеб или другую еду как закуску и так делает обычно в большинстве случаев - считается как будето он имел это ввиду22.
13:
На второстепенное засчитывается благословение главного только если его едят там же, где и главное и не сменил место из комнаты в комнату. Если же главное - то, что требует благословение после еды в месте, где ел, и тогда не надо потоврять благослоение на главное хотя и сменил место, как объяснено в гл. 57 - то и на второстепенное не надо благословлять23.