1: Любимый и целый
Если перед человеком было много разных плодов, на которые надо говорить одинаковые благословения и среди них нет плодов из 7 видов, то, если есть среди них более любимый для него — лучшее исполнение заповеди — сказать благословение на него и чтобы оно засчиталось за другие плоды.
Если же любимый не целый, а другой — целый, то лучшее исполнение заповеди — сказать на целый1.
2: Аэц, адама, шеаколь
Если же у них разные благословения, то благословения «борей при аэц» и «борей при адама» предшествуют благословению «шеаколь», даже если то, на что говорят «шеаколь» более любимое для человека2.
Если же выбирать между «аэц» и «адама», то если «адама» человек любит больше - благословляет сперва на него. Если же они оба любимы одинаково, то лучше сперва сказать на «аэц», хотя это и не жёсткое требование3
3: Плод 7 видов и другой фрукт или овощ
Если же между ними есть плоды 7 видов, то если благословление у всех продуктов одинаковое (например, это финики, виноград и яблоки), то говорят благословение на плод из 7 видов, имея ввиду остальные плоды. Даже если плод из 7 видов не целый, а другой плод - целый. Если другие плоды человек любит больше, то произносит благословение на то, на что хочет4.
Если же у них разные благословения (например финики и виноград и бобы), то надо произнести на каждое из них своё благословение, поэтому если любит их одинаково строго по закону можно начать с любого из них. Но лучше начать с «аэц» и лишь потом сказать «адама». Если то, что не из 7 видов, человек больше любит, то надо начать с него, хотя его благословение и «адама»5
4: Предпочтения во фруктах из 7 видов или в злаках
Среди самих 7 видов есть тоже порядок предпочтений: всё что раньше упоминается в стихе «(На) землю пшеницы и ячменя, и винограда, и смоковницы, и гранатовых яблок, (на) землю елейных олив и меда (то есть, финиково мёда)» (Дварим 8:8) — предпочтительнее в произнесении благословения на него, если всё одинаково любимо. Если же то, что в стихе идёт позже, нравится человеку больше, то можно сказать благословение на что хочешь.
5: Злаки-мезонот предпочтительнее чем фрукты
Всё это если сравнивать фрукты между собой или злаки между собой. Но пшеница и ячмень предпочтительнее чем фрукты, даже если фрукты человеку нравятся больше.
6: Злаки-адама и злаки-шеаколь и фрукты из 7 видов
Про какую пшеницу и ячмень это сказано? Когда их употребляют в пищу стандартным способом, например, сделали из них хлеб или варево, на которое благословение «мезонот». Но если на [злаки] благословение «адама» или «шеаколь», то тогда это не предпочтительнее фруктов из 7 видов, кроме как если 1) благословение на злаки «адама» и на фрукты «аэц» и 2) человек больше любит злаки (как это объяснено выше в п. 2)
7: Пшеница, оливки, ячмень и финики
Даже мезонот из из спельты, ржи и овса, которые не упомянуты явно в стихе, предпочтительнее чем «аэц» на фрукты даже из 7 видов6 (и поэтому сладости-леках, даже если они из овса, предпочтительнее любых сладостей даже из фруктов из 7 видов, даже если фруктовые сладости человеку нравятся больше).
Но вот оливки предпочтительнее ячменя, тем более ржи и овса, которые подвиды ячменя, если всё это человек любит одинаково. Ведь в стихе два раза упоминатся слово «земля», и чем ближе к слову «земля», тем предпочтительнее. Но пшеница предпочтительнее оливок, а ячмень - фиников [так как хотя и пшеница и оливки первые после «земли», но пшеница идёт после первого слова «земля», а оливки - после второго. И аналогично с ячменём и финиками].
8: Вино > оливки, мезонот > вино
[Хотя] финики предпочтительнее винограда, вино предпочтительнее даже оливок, даже если оливки человек любит больше, так как на вино есть отдельное благословение «борей при агофен», и оно важее других благословений7, за исключением благословения «борей миней мезонот» как на пшеницу, так и на ячмень, которые предпочтительнее вина, даже если человек любит вино больше.
9: Хлеб всему голова
Благословение на хлеб, даже из спельты, или овса, предпочтительнее любых других благословений, даже на оливки или вино
10: Закон о «жене» и «любовнице»
Во всех случаях, где мы говорим, что то, что человек любит, предпочтительнее — не важно, любит ли это человек в большинстве случаев, пусть даже сейчас и не хочет, или хочет сейчас, хотя обычно и не любит. В обоих этих случаях это называется «любимое».
Если же есть то, человек хочет сейчас и то, что человек любит обычно, — можно выбрать то, что хочешь.
11: Надо ли ждать то, что предпочтительнее
Все эти законы предпочтения актуальны когда оба вида лежат перед человеком. Если же то, что надо предпочесть, сейчас отсутствует, то не надо его ждать. Если же второй вид принесли когда человек уже говорил благословение на первый, пусть даже у них одинаковые благословения и второй любимее, и он из 7 видов, тем не менее надо съесть сперва первый.
12: Не хочет есть «предпочтительное»
И всё это касается ситуации, когда человек хочет есть оба. Но если он хочет есть только что-то одно из этого, то говорит благословение на него и вообще не забоится о втором, хотя оно и раньше в стихе, и важнее, и любимее. Так как только из-за «предпочтительности» мы не обязаны это есть вообще8.