1: Благословение на плоды, которые едят сырыми
Всякие плоды, как дерева, так и земли, которые хороши сырыми и варёными, говорят на них подходящее благословение как на сырые, так и на сваренные, даже если большинство их и не варит. Но это только если их вкус не ухудшился из-за варки.
Если же они сырыми лучше, чем варёными, то на варёные будет благословение шеаколь. Если же потом их пожарили с мёдом и их вкус улучшился - на них произносят соотвествующее благословение. Тем более, если их сразу пожарили с мёдом или сварили с мясом и их вкус улучшился или по крайней мере не стал хуже, чем когда они были сырыми - говорят на них соответствующее благословение. (Но вот видимое мясо не вторично и надо будет говорить на него шеаколь)1
2: Благословение на плоды, которые обычно варят
Но плоды, которые обычно люди не едят сырыми, а варят их, потому что варёные они лучше , чем сырые, как, например, репа, то хотя они пригодны в пищу и сырыми, на сырые говорят шеаколь, а после варки - соответствующее благословение2. (И так же если их обычно едят жаренными или квашеными в соли или уксусе - говорят на них сырых шеаколь)
3: Едят сырыми, но варёные лучше
Однако если обычно их едят и сырыми, как зелень и бобовые, даже если варёные они лучше сырых - говорят на них адама как на сырые, так и на варёные. Даже такие овощи, которые сырыми обычно едят лишь с хлебом или чем-то другим, но не сами по себе, как, например, лук и тому подобное - говорят на них адама даже кгда их едят сами по себе.
Но на варёный лук говорят шеаколь, так как он портится, когда его варят. И даже если сварили с мясом и вкус улучшился, так как мясо или блюдо, которое улучшило вкус - главное, ведь [лук] варят с мясом или другой едой, чтобы придать ей вкус лука, а не чтобы мясо или другая еда придали луку вкус3.
4: Благословение зависит от того, ради чего посадили
Сушёные сырые бобовые - шеаколь. Но если они ещё сочные - то это адама, и даже на съедобные стручки говорят адама. Но это касается огородных бобовых, которые сажают чтобы есть сырыми. Но в поле горох обычно сеят, чтобы потом его собрать и высушитьа, а затем есть варёными, поэтому на сырые надо говорить шеаколь4. (Закон ореза и дохена будет объяснён в гл. 52)
5: Плоды с мёдом
Зрелый орех, пригодный в пищу сырым, если его пожарили с мёдом, или даже сперва сварили в воде и его вкус ухудшился и благословение стало шеаколь, а потом пожарили и его вкус улучшился из-за мёда - балгослоение стало аэц. Так как орех считается главным, а мёд - второстепенным, так как его задача исправить и сделать пригодным в пищу. И тот же закон касается любых плодовых сладостей, как плоды дерева, так и плоды земли. И даже плоды, которые в принципе не пригоды в пищу пока их не обработали термически (например, роза) и тому подобное - мёд всё равно не главное, а второстепенное, так как его задача сделать плод пригодным в пищу и для этого их и сажают. И тем не менее благословение на розы - адама, так как это цветы, а не сам плод5.
6: Благословение на плоды, когда едят не так, как сажали
Но если жарят орех пока он ещё мягкий и горький - благословляет на него шеаколь, так как сажают орехи чтобы есть их зрелыми, а не до того.
7: Цукаты
Кожура плодов, напирмер кожура померанцев, их которых сварили варенье - благословяют на него адама. Потому что с таким намерением и сажают, чтобы есть так же и кожуру после того, как её пожарят когда плод уже созрел. Но так как это не сам плод - она не настолько важна, чтобы говорить аэц, и потому говорят адама. Но если сказал аэц - засчиталось6.
8: Варенье из специй
Имбирь сушёный из которого сделаи варенье - говорят на него адама. И так же на сушёный перец. Потому что мёд не главное в этом, ведь он нужен лишь для того, чтобы сделать это съедобным. И так же специи молотые, которое смешали с сахаром, как обычно делают с сушёным инжиром, смешав его с сахаром (что называется пудра для выпечки?). И хотя специи эти не пригодны в еду сами по себе вообще, сахар всё же не главное, а второстепенное, так как его задача - сделать это пригодным в еду8. И хотя мёда больше - он всё равно не главный9.
9:
Про что это сказано? Про такие специи, которые специи и приправы, которые обычно едят пожаривс мёдом или смешав с сахаром или чем-то другим, как например имбирь и перец и гвоздика и т.п. Но специи и приправы, которые обычно не едят, а используют для придания вкуса блюду, как напирмер ЦИТВЭР и т. п. и тогда блюдо - главное, это вообще не плод. И даже если его сделали пригодным в пишщу как он есть - благословение будет шеаколь. И тем более если пожарили с мёдом или смешали с сахаром. И так же анис? и зира?, даже если их сварили сами по себе или едят их сырыми - это шеаколь10.