Рав Наэ Авраам Хаим: Кцот аШульхан: симан 1

test1

1: Вставать до рассвета

Иуда бен Тейма говорит: «Будь нагл как намар, лёгок как орёл, легко бегущим как олень и могучим как лев, исполняя волю Отца твоего на Небесах».

«Нагл как намар» — не стыдись перед людьми-насмешниками.

[2. Но при этом не надо нагло отвечать насмешникам, чтобы не стать наглым даже там, где это не связано со служением Всевышнему (Первое издание 1:3). Но если ты находишься в месте еретиков и восстающих против Торы, которые хотят что-то учередить в городе и тем самым увести народ от служения Всевышнему, и ты обратился к ним с миром, но они тебя не услышали - в таком случае заповедь ненавидеть их, враждовать с ними, расстраивать их замысли всеми возможными способами... И еретиками тут называются все, кто считает не так, как считает Тора (Мишна Бруга в Беур Алаха 1)]

[3. «Лёгок как орёл» говорится о зрении. Он уподобляет его орлу, так как как орёл парит в воздухе, так и глаз зрение обозревает всё вокруг. И тана говорит нам, что надо закрывать глаза, чтобы не видеть злое, так как это начало греха: «глаз видит, сердце желает, а “инструменты” доводят дело до конца». «Легко бегущим как олень» говорит о ногах, чтобы ноги бежали к добрым делам (Тур). А то что Алтер Ребе объяснил только про намара и льва - может быть потому что Шульхан Арух и Рамо упомянули только их.]

«Могуч как лев» — основное проявление мощи — в сердце, и оно заключается в том, чтобы пересилить своё дурное начало, победить его, как богатырь одолевающий своего ненавистника чтобы победить его и бросить на землю. И так же должен каждый человек устром преодолеть, как лев, своё дурное начало, чтобы встать после сна до рассвета для служения Творцу своему, чтобы разбудить зарю, как сказано: «разбужу зарю», то есть я бужу зарю, а не заря будит меняЭИ-1. И так должен вести себя нормальный человек.

[4. Если же не можешь проснуться до рассвета — как минимум, не надо проспать время общественной молитвы (Первое издание 1:4)]

2: Вставать в полночь

Но всякому б-гобоязненному человеку и всякому войну, сердце которого тронул Б-г, стоит вставать в полночь и переживать, читая Теилим «На реках Вавилонских» и подобные ему (как напичатано в сидурах), о разрушении Храма и изнгнании Шхины, как написано: «Вставай, вызвай в ночи, в начале стражи...», так же как Всевышний переживает в это время и говорит: «Горе мне, что разрушил Я дом свой...».

[5. А тот, кто не может вставать в каждую полночь, хотя бы постарается вставать в полночь тогда, когда сможет (Сидур)]

И лучше немного с каваной, чем больше без каваны.

А после этого надо заниматься Устрой Торой до утра.

3: Преимущество изучения Торы ночью

И уже известно насколько велико достоинство этого из Зоара и из Геморы.

Ведь полночь это желанное время, и как написано «И было в полночь, а Б-г поразил всех перверцев...»

И так же сказали, что каждый, изучающий Тору ночью - Шхина находится напротив него, как сказано «Вставай, взывай в ночи в начале каждой стражи; как воду изливай сердце свое пред Господом», значит Шхина пребывает около него. А начало стражей - это полночь (а если не может встать в полночь - пусть встанет в начале третей стражи).

И всякий, занимающийся Торой ночью, - нить милосердия распростёрта над ним, как сказано «Днем явит Г-сподь милость Свою, и ночью – песнь Ему у меня...»

И такой человек называется рабом Б-га, как написано «все рабы Г-сподни, стоящие в доме Г-споднем по ночам»

И стоит приготовить петуха, чтобы он будил ото сна в полночь, как это делал раби Акива, который брал с собой петуха даже когда шёл в путь, чтобы тот будил его в полночь. А если нет петуха, который будет будить, пусть наймёт человека, чтобы он будил.

[7. И хотя самое лучшее время - ипстинная полночь, тем не менее это не критично, и время начинается с начала средней стражи, как это написано в Зоаре, гл. Ваякель, то есть два часа до истинной полуночи летом и зимой. А конец этого времени - до рассвета для тех, кто не может проснуться раньше (Сидур)]

4: Как подняться утром

И сразу как только проснётся ото сна, чтобы суметь победить своё начало и проворно встать в полночь или до рассвета (как поступают нормальные люди), пусть подумает перед Кем он лежит. И должен знать, что Царь всех царей, Святой, благословен Он, стоит над ним, как сказано «полна вся земля славы Его». И если бы он лежал перед обычным царём, стоящим над ним, заслужил бы за это смерть. Тем более перед Царём всех Царей, Святым, благословен Он.

5: Основное правило Торы и праведников

И это [ — представлять что находишься постоянно перед Всевышним —] великое правило Торы и праведников, которые ходят перед Всесильным, как написано: «Представляю Б-га перед собой постоянно», ведь то, как человек сидит, движется и ведёт свои дела будучи одним дома, не похоже на то, как он сидит, движется и ведёт себя перед великим царём. И речь его и болтовня о чём хочет, когда он со своими домочадцами, не похоже на то, как он говорит в присутствии царя. Тем более, когда человек обратит сердце свою к тому, что великий Царь, Царь всех царей, Святой, благословен Он, стоит над ним и видит все его поступки, как написано «“Если скроется человек в укрытии — разве Я не увижу?!” — слово Б-га. “Ведь небеса и землю Я наполняю”». И тогда сразу почувствует он постоянные страх, и подчинение в трепете Бга, и стыд перед ним.

Если же он такое не почувствует сразу же — пусть углубится в этом своей мыслью пока не почувствует. И так же сделает полную тшуву за все свои грехи, так как они мешают почувствовать страх, как написано «грехи ваши разделили...»

6: Мойде ани

Хорошо приучить себя говорить сразу, как только проснёшься, («Моде ани лефанеха...»), благодаря чему человек вспомнит о Бге, Который стоит над ним, и проворно встанет.

Однако, не надо вставать сразу, надо задержаться пока не скажет этот текст в лежачем или сидячем положении.

А так как в этом тексте нет ни одного из семи имён, которые нельзя стирать, нет запрета произносить его до омовения рук, даже если спал в кровати голым и по умолчанию трогал руками грязные части тела.

Однако запрещено произносить слова Торы, пока руки грязные.

[8. Однако, достаточно почистить руки обо что-то, что чистит, как это будет объяснено далее]

Но думать о словах Торы можно.

И не смотря на это, не стоит думать о словах Торы и даже произносить их, пока лежишь на кровати, даже если помыл уже руки. Надо встать или сесть в страхе, как сказано «готовься к встрече Всесильного твоего, Израиль.»

7: Что нельзя трогать руками после сна с т. з. Зоара

Тот, кто спит в одежде, так как возможно, что человек не трогал руками грязные места своего тела, то по умолчанию руки его пригодны для упоминания имени Всевышнего в благословениях, для слов Торы по закону Талмуда и пойским. И не требуется говорить, что можно трогать свою одежду до омовения рук, хотя на этих руках и присутствует дух нечистоты. Разве что нельзя трогать еду и напитки.

Однако в Зоаре устрожились и запретили произносить благословения, учить Тору, трогать еду и одежду, а так же проходить больше 4 локтей, пока дух нечистоты присутствует на руках человека, до их утреннего омовения. Тот же, кто прошёл 4 локтя — повинен в смерти. Ведь пока дух нечистоты находится на его руках, он оскверняет святость Б-га, которая на нём, как на каждом слуге Б-га, который освящён святостью Вездесущего, благословен Он, и Его святой Торы, святость и чистоту более высокую, чем чистота остального народа, которые ещё не достигли такого уровня.

Тем не менее, если получилось так, что нет у человека воды для омовения рук три раза как полагается, чтобы убрать дух нечистоты, когда он встаёт ночью, не дай Б-г из-за этого оставить слова Торы до рассвета и тогда уже помыть руки три раза. Пусть помоет руки небольшим количеством воды или очистит их обо что-то, что очищает, произнесёт благословения [9. все, кроме благословения на омовение рук, как будет объяснено в главе 2] и изучает Тору в соответствии с законом Талмуда и пойским [10. главное, чтобы не трогать то, что трогать запрещено, как объяснено в 2:2].

8: Что такое «полночь»

Время полночи и летом и зимой — 12 часов после полудни, и это буквально середина ночи. И это желанное время Свыше в любое время и в любом месте.

И хотя дни и ночи меняются в зависимости от широты и удалённости стран друг от друга с востока на запад — это никак не влияет [на время полуночи]. [В отличие от] времени чтения Шма, молитвы, начала шабата и йом-това, которые зависят в каждой стране от длительности дней и ночей

Вперёд

© 2019-2024 LaSil. v0.4