1:
Седер биркот аНеенин 3:1
2:
А по поводу "аль амихьё" есть мнение, что его говорят, только если в смеси есть кезайт бикдей ахилат прас (как это объяснено далее в гл. 59). Поэтому если злаков меньше этого размера, надо съесть ещё кезайт чего-то, после чего надо говорить "аль амихьё" и кезайт чего-то, после чего надо говорить "борей нефашот", чтобы сказать оба эти благословения. Седер биркот аНеенин 3:2.
Если добавили немного муки в блюдо и это блюдо пригодно только чтобы его пить - говорит на это шеаколь, хотя и пьёт саму муку, как это объяснено в 58:17. Тут же говорится про блюдо, которое можно есть.
Если же сварил кнейдлех или лакшин с бехлех или арбэс или чем-то другим, то хотя бобовые и заметны сами по себе - говорят на это мезонот. И не надо говориь благословение на бобовые.
И так же если пьёт только бульон, на которой надо сказать мезонот, как это объснено в 53:7 - всё равно не надо говорить благословение на бобовые. Но если ест только бобовые - понятно, что надо сказать на них благословение. И см. БhЛ 212 (???)
3:
Седер биркот аНеенин 3:3, 4, 6. И правильно не есть такой хлеб вне трапезы, так как есть сомнение какое благословение надо будет говорить после, как это объяснено в 59
4:
Седер биркот аНеенин 3:7. Миндаль в сахаре — благословение «при аэц», так как тут сам плод и он главный (Беер Эйтев ОХ 204к19)
5:
Седер биркот аНеенин 7:19
6:
Седер биркот аНеенин 7:10
7:
Седер биркот аНеенин 3:8. А если ест сладкие плоды, и для того, чтобы уменьшить их приторность ест солёную рубы, а чтобы она не вредила горлу ест хлеб - то на всё засчитывается благословение на плоды. См. ТаЗ 212
8: Цепочка «ради»
Седер биркот аНеенин 3:8. И хотя ему больше хочется солёного и он ест его не как второстепенное по отношению к хлебу, тем не менее благословение засчитывается на солёное, так как это то, что обычно едят в составе трапезы, а на такое всегда засчитывается благословение на хлеб, пусть даже это едят и не из-за трапезы.
Но то, что обычно не едят в составе трапезы и не едят сейчас как второстепенное к хлебу — требует отдельного благословения.
И очевидно из этого, что если с солёным едят «хлеб кармашками», благословение на который «мезонот», чтобы оно не вредило горлу, и хочет есть и то и другое, тогда солёное не становится второстепенным и сказать благословение надо на то и на другое.
А вот если он ест хлеб из спельты с сыром или чем-то другим, пишет Мишна Брура (212к6), что они, хотя и так же любимы ему и хочет так же есть их, второстепенные к хлебу и не требуют благословения, так как ест их в качестве лифтана. И см. Шаарей Тшума гл. 208к15
9:
Поскольку водка впитана в хлеб, это как два вида, смешанные друг с другом и тогда злаки — всегда главные, если вообще в них заинтересован. И см. 212. И так же если макаешь «хлеб кармашками» в кофе, как это делают — не надо говорить благословение на кофе, хотя и собираешься его тоже есть. Но если пьёт кофе так же само по себе — надо будет сказать благословение и на него.
И посреди еды хлеба из спельты надо говорить благословение на напитки, как написано в Бадей аШульхан 40к8
10:
Тонкие лепёшки, на которые намазывают варенье, чтобы не испачкать руки мёдом — второстепенны к варенью и на них засчитывается благословение на варенье. 168:9.
А в наше время принято, что продающие замороженную «лимонную воду», которая называется «мороженное», и чтобы не ??? в руку, заворачивают её в очень тонкую лепёшку, которую называют «бисквит» — благословение «шеаколь» на мороженное засчитвается на бисквит.
11:
Седер биркот аНеенин 3:9
12:
Седер биркот аНеенин 3:11, 12
13:
Седер биркот аНеенин 3:13
14:
Седер биркот аНеенин 3:14
И даже если у основного есть предпочтение с точки зрения порядка благословения перед благословением на второстепенное, например благословение на главное — «аэц» или «адама», а на второстепенное — «шеаколь», тем не менее сперва говорит благословение на второстепенное, так как если сказать сперва благословение на главное — уже не скажешь благословение на второстепенное, тут не применимо (не актуально) правило предпочтения и лучше увеличить количество благословений. 212:9
15:
Так как он важнее и предпочтительнее с точки зрения благословения из-за любви к самому продукту, а не из-за благословения, стоит сказать благословение на него и чтобы оно засчиталось за второстепенное, так как в этом и есть достоинство важного, что его благословение засчитвывается за другое (212:9)
16:
Седер биркот аНеенин 3:15
Ведь если он собирается есть только его, оно ему не любимее главного, а когда ест с главным, то оно второстепенное, а всегда когда главное и второстепенное, даже если второстепенное любимое — говорит на главное и засчитывается на второстепенное, которое ест с ним или после него. 212:9
17:
Седер биркот аНеенин 3:15
18:
И тогда засчитвается на второстепенное, даже если у них разные благословения
19:
То есть, если второстепенное того же вида, что и главное, то есть оба — еда, или оба — напитки, и уже закончилось главное перед ним. Или же второстепенное другого вида: одно — еда, другое — напиток, то даже если не закончилось ещё главное — надо сказать благословение на второстепенное.
20:
Надо подумать: в случае вина и других напитков, даже если их не было перед ним в момент благословения и надо будет сказать на них благословение перед — освобождаются от благословения после. Как это написано далее 60:7. А тут постанавливает Альтер Ребе что и благословение после еды надо скзать после второстепенного.
И надо сказать, что раз потребовалось сказать благословение перед — оно перестало быть второстепенным. Но вино и другие напитки, которые всегда второстепенные к хлебу, а вино — главное по отношению ко всем напиткам, то пусть на них и надо сказать благословение перед, так как на них не распространилось благословение, тем не менее важность вина не пропадает из-за этого и они остаются второстепенными и освобождаются от благословения после
21:
Ведь раз «сел употреблять», значит он имел ввиду всё, что ему принесут. И см. Маген Авраам 212к2
22:
Седер биркот аНеенин 3:16
23:
Седер биркот аНеенин 3:17