Ребе Шнеерсон Менахем Мендл: Торас Менахем. Сефер Майморим мелукат. т4 тамуз - элул: , дибур аматхиль Ани ледойди ведойди ли 5732, буква ד

test1

Чтобы понять это, надо сперва лучше понять сказанное выше, что страх элула это страх нижний, а страх Рош аШоно - это страх высший. Разница между ними

объясняется в Танье гл. 43 и в других местах см Ликутей Тора Бамидбар 13б (приводится в Ор аТора там стр 1282). Сефер майморим 5665 стр 202 и далее. Кунтрес авойда стр 20 и далее. Книга майморов 5708 стр 138 и далее и в других местах, что нижний страх вызывается величием Благословенного, которое проявляется в сотворении и поддержании существовании миров. И битуль, вызываемый этим страхом - это битуль еш. А высший страх вызывается величием и возвышенностью Благословенного, который выше миров и всё по отношению к Нему как будто не существует. И битуль, вызываемый этим страхом - это битуль бемициюс. И поэтому для того, чтобы придти к высшему страху требуется раскрытие свыше. Ведь то, что может постичь человек своими размышлениями - это б-жественность связанная с мирами, а для того, чтобы он почувствовал возвышенность бесконечного света, который выше миров, требуется именно раскрытие свыше. И про это написано (Ваэтханан 6:24): "и повелел нам Б-г делать все заповеди эти чтобы бояться Б-га", то есть придти к страху перед Б-гом, высшему страху см ссылки из пред. комментария, где говорится про разницу между "бойтесь от Б-га" и "бойтесь Б-га", не возможно через размышление, а только через раскрытие свыше, которое притягивается заповедями в разных местах, так же в Ликутей Тора Бамидбар там в началае идеи, что высший страх притягивается через занятие Торой. Но в завершении идеи там, что страх этот притягивается через "ашер кидешану бемицвотав". И так же в Ликутей Тора Масей 96в. И поэтому стах элула - это нижний страх, а Рош аШоно - высший страх, ведь в элуле царь находится в поле, а когда он в поле - не чувствуется его величие и превознесённость то есть, не чувствуется величие его, даже величие из-за сотворения миров которое приводит к нижнему страху. и см выше примечание 4, и страх достигается тогда только работой человека (а не раскрытием свыше). А в Рош аШоно, когда царь в своём тронном зале и чувствуется его превознесённость (что он вознесён над народом и отделён от него в сидуре (с дах) примечание к тикун хацот (151в-г), что внешний страх (нижний страх) это "как ира и пахад от великого и грозного царя)", а внутренний страх (выший страх) это страх стыда "как есть стыд перед великим человеком в поколении и праведником". И отсюда следует, на первый взгляд, что страх перед царём (в любом виде) это пример на нижний страх. И на первый взгляд можно дать такое объяснение этому: так как нет царя без народа, очевидно что народ важен для царя, поэтому это не пример на страх высший (битуль бемициюс) который вызывается раскрытием "всё перед Ним как ничто". Но в книге майморов 5665 и 5708 из прим. 19 страх перед царём пример на высший страх, так как "по отношению к величию и возвышенности царя не занимают места вообще, так как он абсолютно отделён от них"), что символизирует раскрытие первознесённости бесконечного света, который выше миров, достигается высший страх.

И можно сказать, что необходимость трубить в шофар в Рош аШоно чтобы придти к высшему страху, хотя [ = и не достаточно лишь того, что] тогда раскрывается Его царская власть (то есть в Рош аШоно сам по себе раскрывается возвышенность бесконечного света, который выше миров), это потому что "время" - одно из ограничений миров Врата единства и веры, гл. 7 (82а) и потому возвышенность бесконечного света, которая раскрывается в Рош аШоно имеет отношение к мирам из-за ограниченности временем Рош аШоно. А вот раскрытие бесконечного света в той степени, как он отделён от миров, проявляется в основном через заповеди ("Который освятил нас заповедями Своими" см Танья гл 46 (66а), где говорится про "святость Его Самого... отделённого от миров". И см Ликутей Тора Бамидбар из прим. выше). И поскольку трубление в шофар в Рош аШоно это заповедь, то и страх и трепет от звука шофара в Рош аШоно - это предельные страх и трепет, высший страх. И согласно этому можно дать ещё одно объяснение тому, что страх, вызываемый трублением в шофар в элуле это (лишь) нижний страх. Ведь то, что звук шофара

в Рош аШоно приводит к такому сильному страху (битуль бемициюс, высший страх) - это потому что есть заповедь трубления в шофар. А так как трубление в шофар в элуле это не заповедь (и мы не говорим перед этим "Который освятил нас Своими заповедями"), поэтому и страх (и битуль) вызываемый трублением в шофар в элуле это (лишь) битуль аеш, нижний страх. Но при всём при этом, этот страх является подготовкой к высшему страху в Рош аШоно, так как для того, чтобы придти к высшему страху должен быть сперва нижний страх (как сказано выше в майморе)

Назад
Вперёд

© 2019-2024 LaSil. v0.4