Вышел в свет в кунтресе "Рош Ходеш Элул - 5749" "Как подготовка к рош ходешу Элулу... третий день главы шофтим 5749"
Трубление в элуле не заповедь и потому приводит только к нижнему страху. Как? Тем что мы принимаем на себя Всевышнего царём, а царя надо бояться. Зачем тогда трубить в шофар? Видимо, для того, чтобы напомнить что пора пробудиться и принять Всевышнего над собой царём.
Трубление в Рош аШоно (заповедь) вызывает высший страх (из-за раскрытия бесконечного света, вызванного исполнением заповеди). Но чтобы придти от нижнего страха к высшему страху сперва нужна любовь...
стр. 223
א
"Я (принадлежу) возлюбленному моему, а возлюбленный мой – мне" (Шир аШирим 6:3) - первые буквы этих слов образуют слово "элул" Авудраам, порядок молитв, рош ашоно и комментарий глава 1. При Эц Хаим, врата 24 (врата рош ашоно) глава 1. שעה''פ на Аризаля на стих. Бах на Тур Орха Хаим, законы Рош ашоно 581 на слова והעבירו. См далее стр 245 в букве 9 на эти слова. И объясняется в Ликутей Тора в майморе на эти слова глава Рээ 32а и далее. И см маймор Ани ледойди 5746 связанный с этим маймором в Ликутей Тора, где объясняется что "элул" это пробуждение снизу, "я возлюбленному моему", а в Рош аШоно и Йом Кипурим это спуск сверху вниз (пробуждение свыше), "а возлюбленный мой - мне". И надо понять, ведь в начале маймора говорится что элул это аббривиатура слов "я - возлюбленному моему, а возлюбленный мой - мне", и сразу после этого объясняется что в элуле (только) "я - возлюбленному моему", а "возлюбленный мой - мне" происходит в Рош аШоно и Йом Кипур.
И объясняется далее в майморе, что элул - это время раскрытия 13 качеств милосердия См Мишна Хасидим трактат элул 1:3. При эц Хаим там же. А то, что в эулле "я - возлюбленному моему" хотя тогда раскрывается 13 качеств милосеридя - это потому что это раскрытие подобно царю в поле (как далее в майморе), а в этом случае царь не вызывает страх и потому раскрытие элула это лишь давание сил для работы внизу, и это работа со стороны низа (см Ликутей Сихот 4, стр 1343 прим 6). И это раскрытие происходит для каждого, даже для самого далёкого так в книге майморов 5700 стр 166. И см маймор Альтер Ребе на главы Торы ч 2 стр 825. И это как царь, которй едет в город и выходят люди из города чтобы встретить его в поле, ведь тогда имеют право [и возможность добавление Раяца в книге майморов там стр 167] все, кто хотят, придти к нему, а он принимает всех благосклонно и улыбвается им.
И надо понять следующее: как это соответсвует тому, что написано в Туре Орах Хаим, законы рош ашоно начало главы 581 из Пиркей дераби Элиэзер глава 46, что с рош ходеш элул и далее трубят каждый день в шофар чтобы предупредить народ, что пора сделать тшуву, как скаано (Амос 3:6): "если затрубят в шофар в городе - разве народ не затрепещет?". А ведь если Царь в элуле принимает всех благосклонно и улыбвается, то получается что (на первый взгляд) главная работа в элуле - это любовь и тшува в элуле должна быть (на первый взгляд) из-за любви. А раз так, зачем трубят в шофар чтобы пробудить страх и трепет?
ב
Можно дать следующее объяснение. Одно из отличий между любовью и страхом состоит в том, что любовь происходит благодаря раскрытию света свыше, а страх (в основном) происходит благодаря работе человека. Подобно страху перед царём, ведь то, что жители страны боятся царя - это потому что они приняли на себя его царём "и доказательство в том, что другой царь, из другой страны, его не боятся... так как не приняли его над собой царём" (эмшех 5666 стр 330), а принятие царём происходит народом, "поставь над собой царя" (Шофтим 17:15). И поэтому, раз
стр. 224
ב
в элуле работа "я - возлюбленному моему", работа человека, то и должен быть страх. И надо добавить, что основная работа в элуле, "я - возлюбленному моему", состоит в принятии на себя ярма царства Небес. И это то, что написано в Ликутей Тора, что работа в элуле - это выход в поле чтобы встретить царя см книгу майморов 5700 там, где говорится что пример намекает на то, что надо "пробудить ярмо царства Небес". И потому (в элуле) трубят в шофар, чтобы пробудить любовь и трепет, так как "поставь над собой царя" означает что ты должен бояться его Санедрин 22а (в мишне) и см там. Ведь для того, чтобы полноценно принять царство Всевышнего должен пробудиться именно страх Танья глава 41 (57а) "страх и служение... не препятсвуют друг другу". и в эмшехе Маим рабим 5636 гл 192 (стр 220) "только это не полноценное служение".
ג
Чтобы объяснить это более детально, надо сперва понять что пишет Цемах Цедек в майморе "им итока шофар беир" Ор аТора ницавим стр 1280 и далее (подзаголовко там "идея трубления в шофар в рош ходеш элул"). и надо понять, почему тут и в других местах подчёёркивается рош ходеш, где он объясняет смысл трубления в шофар в рош ходеш элул. Смысл этого трубления - подготовка к трублению в Рош аШоно. А разница между трублением в шофар в рош ходеш и Рош аШоно состоит в том, что страх (и трепет) вызываемые трублением в шофар в элуле - это нижний страх, а страх (и трепет) вызываемые трублением в шофар в Рош аШоно - это высший страх. И постановили трубить в шофар в рош ходеш элул и весь месяц для того поскольку чтобы придти к высшему страху, сперва нужен нижний страх.
Ещё одна причина того, что трубят в шофар в элуле перед Рош аШоно в том, что в десять дней раскаяния (которые начинаются с Рош аШоно) надо притянуть [свет] из макифа, чтобы восполнить те ущербы, которые мы создали в течение года. А для притяжения макифа нужен обязательно битуль. И как объясняется в Тора Ор начало главы Брейшис, приводит в Ор аТора там, конец стр 1282 на стих (Ишаяу 66:1-2) "небеса - престол Мой, а земля - подножие для ног Моих, какой дом... И на этого смотреть буду: на смиренного, и сокрушенного духом". "Небеса" и "земля" в данном стихе означают Тору и заповеди, благодаря которым привлекается внутренний свет - "престол Мой" и "подножие ног Моих". А для того, чтобы притянуть макиф - "какой дом", так как дом - это макиф (и среди всех макфиов это самый далёкий) - нужен битуль, "смиренный, и сокрушённый духом, и трепещующий над словом моим". И потому трубят в шофар в элуле, так как это вызывает трепет, а трепет и "сокрушённый духом" притягивают макиф.
И надо понять: ведь когда трубим в Рош аШоно это тоже вызывает трепет и см Авудраам, смыслы трубления маймор 263, что в трублении в шофар в Рош аШоно 10 смыслов и 7 - в том что шофар вызывает трепет. Более того, трепет Рош аШоно выше чем трепет элула, как сказано было выше в майморе, что трепет от трубления в шофар в элуле вызывает нижний страх, а трепет от трубления в шофар в Рош аШоно - высший страх. Почему же тогда притягивается макиф именно трепетом от трубления в шофар в элуле?
ד
Чтобы понять это, надо сперва лучше понять сказанное выше, что страх элула это страх нижний, а страх Рош аШоно - это страх высший. Разница между ними
стр. 225
ד
объясняется в Танье гл. 43 и в других местах см Ликутей Тора Бамидбар 13б (приводится в Ор аТора там стр 1282). Сефер майморим 5665 стр 202 и далее. Кунтрес авойда стр 20 и далее. Книга майморов 5708 стр 138 и далее и в других местах, что нижний страх вызывается величием Благословенного, которое проявляется в сотворении и поддержании существовании миров. И битуль, вызываемый этим страхом - это битуль еш. А высший страх вызывается величием и возвышенностью Благословенного, который выше миров и всё по отношению к Нему как будто не существует. И битуль, вызываемый этим страхом - это битуль бемициюс. И поэтому для того, чтобы придти к высшему страху требуется раскрытие свыше. Ведь то, что может постичь человек своими размышлениями - это б-жественность связанная с мирами, а для того, чтобы он почувствовал возвышенность бесконечного света, который выше миров, требуется именно раскрытие свыше. И про это написано (Ваэтханан 6:24): "и повелел нам Б-г делать все заповеди эти чтобы бояться Б-га", то есть придти к страху перед Б-гом, высшему страху см ссылки из пред. комментария, где говорится про разницу между "бойтесь от Б-га" и "бойтесь Б-га", не возможно через размышление, а только через раскрытие свыше, которое притягивается заповедями в разных местах, так же в Ликутей Тора Бамидбар там в началае идеи, что высший страх притягивается через занятие Торой. Но в завершении идеи там, что страх этот притягивается через "ашер кидешану бемицвотав". И так же в Ликутей Тора Масей 96в. И поэтому стах элула - это нижний страх, а Рош аШоно - высший страх, ведь в элуле царь находится в поле, а когда он в поле - не чувствуется его величие и превознесённость то есть, не чувствуется величие его, даже величие из-за сотворения миров которое приводит к нижнему страху. и см выше примечание 4, и страх достигается тогда только работой человека (а не раскрытием свыше). А в Рош аШоно, когда царь в своём тронном зале и чувствуется его превознесённость (что он вознесён над народом и отделён от него в сидуре (с дах) примечание к тикун хацот (151в-г), что внешний страх (нижний страх) это "как ира и пахад от великого и грозного царя)", а внутренний страх (выший страх) это страх стыда "как есть стыд перед великим человеком в поколении и праведником". И отсюда следует, на первый взгляд, что страх перед царём (в любом виде) это пример на нижний страх. И на первый взгляд можно дать такое объяснение этому: так как нет царя без народа, очевидно что народ важен для царя, поэтому это не пример на страх высший (битуль бемициюс) который вызывается раскрытием "всё перед Ним как ничто". Но в книге майморов 5665 и 5708 из прим. 19 страх перед царём пример на высший страх, так как "по отношению к величию и возвышенности царя не занимают места вообще, так как он абсолютно отделён от них"), что символизирует раскрытие первознесённости бесконечного света, который выше миров, достигается высший страх.
И можно сказать, что необходимость трубить в шофар в Рош аШоно чтобы придти к высшему страху, хотя [ = и не достаточно лишь того, что] тогда раскрывается Его царская власть (то есть в Рош аШоно сам по себе раскрывается возвышенность бесконечного света, который выше миров), это потому что "время" - одно из ограничений миров Врата единства и веры, гл. 7 (82а) и потому возвышенность бесконечного света, которая раскрывается в Рош аШоно имеет отношение к мирам из-за ограниченности временем Рош аШоно. А вот раскрытие бесконечного света в той степени, как он отделён от миров, проявляется в основном через заповеди ("Который освятил нас заповедями Своими" см Танья гл 46 (66а), где говорится про "святость Его Самого... отделённого от миров". И см Ликутей Тора Бамидбар из прим. выше). И поскольку трубление в шофар в Рош аШоно это заповедь, то и страх и трепет от звука шофара в Рош аШоно - это предельные страх и трепет, высший страх. И согласно этому можно дать ещё одно объяснение тому, что страх, вызываемый трублением в шофар в элуле это (лишь) нижний страх. Ведь то, что звук шофара
стр. 226
ד
в Рош аШоно приводит к такому сильному страху (битуль бемициюс, высший страх) - это потому что есть заповедь трубления в шофар. А так как трубление в шофар в элуле это не заповедь (и мы не говорим перед этим "Который освятил нас Своими заповедями"), поэтому и страх (и битуль) вызываемый трублением в шофар в элуле это (лишь) битуль аеш, нижний страх. Но при всём при этом, этот страх является подготовкой к высшему страху в Рош аШоно, так как для того, чтобы придти к высшему страху должен быть сперва нижний страх (как сказано выше в майморе)
ה
ו
стр. 227
ו
ז
ח
стр. 228
ח
ט
стр. 229
ט
י