Ребе Шнеерсон Менахем Мендл: Торас Менахем. Сефер Майморим мелукат. т4 тамуз - элул: , дибур аматхиль Ани ледойди ведойди ли 5726

test1 Вышел в свет в кунтресе "Рош Ходеш Элул - 5703" "Как подготовка к рош ходешу Элулу... канун рош ходеша Элул, 5703 год"

Сперва человек должен захотеть приди к царю - у него должно быть желание принять ярмо царства Небес. Самого по себе этого может быть недостаточно, так как человек может быть пленён дурным началом. Но это желание принимается Всевышним благосклонно, вызывает у Него "простое удовольствие" что даёт в итоге человеку силы (благодаря тому, что у человека возникает удовольствие от б-жественности, как сказано далее) преодолеть дурное начало и всё таки сделать тшуву. Это и есть то, что 13 качеств милосердия в элуле даёт силы на тшуву

стр. 216

א

"Я (принадлежу) возлюбленному моему, а возлюбленный мой – мне" (Шир аШирим 6:3) - первые буквы этих слов образуют слово "элул" Авудраам, порядок молитв, рош ашоно и комментарий глава 1. При Эц Хаим, врата 24 (врата рош ашоно) глава 1. שעה''פ на Аризаля на стих. Бах на Тур Орха Хаим, законы Рош ашоно 581 на слова והעבירו. См далее стр 245 в букве 9 на эти слова. И объясняется в Ликутей Тора в майморе на эти слова глава Рээ 32а и далее. И см маймор Ани ледойди 5746 связанный с этим маймором в Ликутей Тора, где объясняется связь между элулом и фразой "Я (принадлежу) возлюбленному моему, а возлюбленный мой – мне" как объясняется в Ликутей Тора там в начале маймора "а идея в том, что элул....",так как то, что элул это пробуждение снизу - это объяснение того, что "я возлюбленному моему, а возлюбленный мой - мне" образуют слово "элул", что "элул" это пробуждение снизу, "я возлюбленному моему", а в Рош аШоно и Йом Кипурим это спуск сверху вниз (пробуждение свыше), "а возлюбленный мой - мне". И спуск сверху в Рош аШоно и Йом Кипурим он благодаря пробуждению снизу в элуле. А то, что элул намекается фразой "я - возлюбленному моему, а возлюбленный мой - мне" (что и "возлюбленный мой - мне" является частью абревиатуры), это потому что пробуждение снизу в элуле ("я - возлюбленному моему") (так же) предваряет спуск ("а возлюбленный мой - мне") в Рош аШоно и Йом Кипурим И этим объясняется то, что написано в майморе что для того, чтобы было "возлюбленый мой мне" в Рош аШоно и в Йом Кипурим нужно сперва пробуждение снизу в элуле - хотя этот маймор говорит про элул, а не про Рош аШоно и Йом Кипур, так как это тоже объяснение того, что "Я - возлюбленному моему, а возлюбленный мой – мне" составляет слово "элул". И требуется пояснение, ведь из того, что буквы вав и ламед (слов "а возлюбленный мой - мне") они являются частью самого слова элул следует, что месяц элул не только предваряет "а возлюбленный мой - мне", но и что в месяц элул так же есть проявление "а возлюбленный мой - мне".

ב

И говорится дальше в майморе, что элул это время 13 качеств милосердия см מ''ח трактат Элул, 1:3. При Эц Хаим там же. Хотя элул это "я - возлюбленному моему", пробуждение снизу, тем не менее пробуждение снизу человека, в особенности когда он далёк от б-жественности, происходит благодаря инициативе свыше и тому что на это даются силы. И раскрытие 13 качеств милосердия в элуле (а это раскрытие для каждого еврея, даже для самых далёких Книга майморов 5700 стр 166) это то что даёт свыше силы для работы "я - возлюбленному моему". Но это раскрытие в элуле (в основном) лишь подача сил человеку (а не побуждение) человека, а сама работа идёт со стороны человека, "я - возлюбленному моему". И в этом преимущество элула над десятью днями раскаяния, так как в десять дней раскаяния и в особенности в Рош аШоно и Йом Кипур раскрытие оно побуждает человека и служение человека является следствием раскрытия свыше. А главная идея и преимущество служения человека (своими силами), "я - возлюбленному моему", присутсвует в элуле.

ג

И для того, чтобы объяснить эти две идеи в раскрытии 13 качеств милосердия в элуле - 1) что раскрытие элула происходит для всех, даже для тех кто очень далёк 2) и что не смотря на это данное раскрытие не побуждает человека, а лишь даёт ему силы - говорится дальше в майморе что это раскрытие подобно царю, который находится в поле. А у царь в поле есть два отличия от царя во дворце на эту тему см Ликутей сихот ч. 4 стр 1343 и далее, и тут стр 223 и далее (Маймор Ани ледойди 5732):

1) уровень

стр. 217

ג

раскрытия. Главное проявление великолепия царя ("Царя в красоте его увидят глаза твои") Ишаяу 33:17. А в Рамбаме, законы царей 2:5: "царь.... облачается в великолепные одежды, как сказано "царя в красоте его увидят глаза твои"" происходит когда царь находится в своём дворце, когда он облачён в царские одеяния и корону, чего нет когда царь находится в поле см Ликутей Тора Рээ 25в, что когда царь в поле "он как бы во внешнем облачении"

2) но само раскрытие царя - оно именно в поле. Ведь когда царь сидит во дворце, попасть к нему могут лишь избранные и только с его разрешения. А когда он в поле, то позволяется (и возможно Добавка РАЯЦа в книге майморов 5700 стр 167) придти к нему любому, кто хочет и царь принимает всех благожелательно и улыбается всем.

И точно так же в нашем случае. Что раскрытие в Рош аШоно и Йом Кипур, и, соответсвенно, в десять дней раскаяния, подобно тому когда царь находится во дворце. Оно пробуждает человека, так же как и вид царя во дворце (в царском облачении и короне) вызывает страх и трепет. Но для того чтобы человек почувствовал раскрытие в Рош аШоно и Йом Кипур требуется сперва работа в месяце элул, когда человек становится избранным, который может войти во дворец Царя. А раскрытие в месяце элул подобно царю, который находится в поле - оно не побуждает человека и лишь даёт ему силы для работы, но зато силы даются каждому, даже самому далёкому. Ведь и царь когда находится в поле не вызывает страха и трепета, в частности на тех, кто сам находится в поле (то есть на низкой ступени). И более того, нахождение царя в поле даже не вызывает желания приблизиться к нему а когда царь во дворце "многие ждут дни и годы чтобы увидеть его величие" (игерет акойдеш 24 - Танья 137б). И поэтому в майморе говорится что "каждый кто хочет выйти и придти к царю", то есть то что эти люди идут к царю вызвано их желанием см Тора Ор МГА 98г и далее объяснение сказанного мудрецами (Шабат 88а) "навесил над ними гору как корыто.... отмазка от Торы", ведь раз то что евреи сказали сперва наасе а затем нишма было вызвано раскрытием свыше а не инициативой евреев - это не проявление их выбора и желания. И именно в дни Ахашвероша, время сокрытия, приняли Тору по своему желанию.. И царь лишь даёт силы приблизитсья к нему тем, что находится в поле, ведь тогда есть право и возможность у каждого придти к нему.

ד

И надо понять следующее: на первый взгляд, для того чтобы объяснить, что раскрытие месяца элул (и силы которые даются этим раскрытием) касается каждого, достаточно сказать то, что когда царь находится в поле каждый кто хочем может придти к нему. Для чего же добавляется что царь принимает всех благожелательно и улыбается? Тем более то, что царь принимает всех благожелательно и улыбается это раскрытие свыше которое приходит после работы ведь то, что царь принимает всех - касается (по простому) тех, кто пришёл к нему. А ведь раскрытие после работы ("а возлюбленный мой - мне") происходит в десять дней тшувы, а пример про царя в поле должен объяснить раскрытие мусяца элул (и те силы, которые на это даются) перед работой.

Так же стоит понять чем отличается что царь принимает всех благожелательно от того что он улыбается дословно "показывает всем улыбающееся лицо".

И так же, почему про принимает всех сказано (дословно) "с лицом красивым" то что мы переводим как "благожелательно", а показывает им улыбающееся лицо.

стр. 218

ד

И перед тем как дать объяснение, надо сказать следующее. Отличие раскрытия 13 качеств милосердия в элуле от раскрытия в Рош аШоно и Йом Кипур заключается в двух аспектах. 1) для того чтобы получить раскрытие Рош аШоно и Йом Кипура требуется сперва возвышенная работа ("избранные из народа"), а для получения раскрытия элула надо лишь придти к царю (и под этим примером имеется ввиду пробуждение принятия ярма царства Небес Книга майморов 5700 стр 167). 2) раскрытие элула так же для тех кто находится в пустыне см маймор Альтер Ребе на главы Торы на слова "идея элула" (конец стр. 825) "и называется поле и пустыня как царь который едет по дороге в пустыню". И можно сказать что имеется ввиду что в элуле 13 качеств милосердия так же для евреев, находящихся в пустыне, как тут в майморе другой стороны см маймор в Ликутей Тора начало главы Бамидбар 34б и в других местах.. И это понятно так же из того, что в основном раскрытие 13 качеств милосердия в элуле - это придание сил для тшувы см Ликутей Тора Рээ 33в в конце "13 качеств милосердия светятся и раскрываются в месяце элул при делании раскаяния". А в Ор аТора глава Рээ конец стр 807 "13 качеств светят в элуле это милосердие для жизни души пробудить её к тшуве". Ведь по простому тшува относится к нежелательным вещам ("пустыне") и главное в тшуве - исправление "сбрасывания ярма" см Игерет аТшува гл 1 (Танья 91а начало) что тшува это решить в сердце не восставать против царства Его благословнного и не нарушать больше заповеди Царя. И отсюда понятно что раскрытие элула касается и предельно далёких. А то, что в майморе говорится что раскрытие в элуле происходит в поле (а не в пустыне) - это потому что раскрытие 13 качеств милосердия происходит (не в самой пустыне, ведь в том что против желания Б-га см подробно Торас Хаим Толдот 2в-г не возможно раскрытие б-жественности, а) в евреях которые находятся в пустыне, и оно даёт им силы выйти из пустыни в поле на встречу к царю. А раз так, то, что сказано в майморе, что царь встречает всех благосклонно, имеется ввиду именно всех, даже тех кто лишь хочет придти к царю, но при этом пленён дурным началом, и даже когда у них пробуждается желание к тшуве и принятию ярма царства Небес - это не реализуется у них на практике - даже их принимает царь благосклонно и это вызывает у них сильное и крепкое желание придти к царю и это желание помогает им преодолеть все возможные препятствия.

ה

И добавлет в майморе "и показывает им улыбающееся лицо". Разница между "принимает (благосклонно)" и "показывает (улыбающееся лицо)" в том, что "принимает" говорит про то принимаемое, что уже есть, ещё до того как его принимают, а "показывает улыбающееся лицо" значит что Его улыбающееся лицо (которое есть и до того, как его показывают) Он показывает и раскрывает другому. И потому после того как сказано "принимает всех благосклонно" добавляет Раяц что Царь "показывает всем улыбающееся лицо". Ведь то, что Он принимает всех благосклонно означает что желание народа (который хочет придти к Царю) принимается Им благосклонно; а "показывает лицо улыбающееся" означает, что когда человек пробуждается совершить тшуву - спускается ему "улыбающееся лицо" свыше, удовольствие ("улыбка") самого Царя. И это удовольствие выше, чем удовольствие ("благосколнно"), которое пробуждает тшуву, как объясняется в другом месте см подробно Торас Хаим Толдот 2в-г, что корень смеха (улыбки) он в сути удовольствия (сущностное, простое удовольствие), которое выше чем удовольствие вызванное (составное удовольствие).

Итак, получается что сперва человек должен захотеть приди к царю - у него должно быть желание принять ярмо царства Небес. Самого по себе этого может быть недостаточно, так как человек может быть пленён дурным началом. Но это желание принимается Всевышним благосклонно, вызывает у Него "простое удовольствие" что даёт в итоге человеку силы (благодаря тому, что у человека возникает удовольствие от б-жественности, как сказано далее) преодолеть дурное начало и всё таки сделать тшуву. Это и есть то, что 13 качеств милосердия в элуле даёт силы на тшуву.

стр. 219

ה

Можно ещё сказать, что "улыбающееся лицо" подразумевает высшее удовольствие от самих евреев одно из преимуществ баалей тшува над цадиками в том, что тшува идёт от души, которая выше Торы (книга майморов 5705 стр 125 и в других местах. И потому благодаря тшуве раскрывается (затем) уровень самих евреев. Но, не смотря на это, тшува лишь подготовка к раскрытию удовольствия от самих евреев - так как сама душа выше так же чем идея тшувы (см подробно "шува исроэль" шабат тшува 5737 п.4 (выше, т.1 стр 99 и далее) по поводу того, что сам день искупает, и в других местах)) (которое выше чем удовольствие от исполнения Торы и заповедей евреев и выше даже чем удовольствие от их тшувы), так как это удовольствие от сути. И тем что "показывает улыбающееся лицо", раскрывает это удовольствие целовеку (пожелавшему сделать тшуву), это пробуждает у него ("как вода отражает лицо" Мишлей 27,19. И см Танья гл. 46 ) удовольствие от б-жественности, вплоть до того, что удовольствие от б-жественности становится его удовольствием, и это даёт ему ещё больше сил чтобы преодолеть все препятствия на пути к полной тшуве.

ו

Но не понятно: из сказанного выше следует что раскрытие в элуле не только даёт силы для служения [ - когда царь в поле есть право и возможность каждому придти к нему], но и побуждает человека [так как тем что царь принимает всех благосклонно и, в особенности, улыбается им, он побуждает евреев сделать полную тшуву], и при этом мы говорим что работа в элуле это "я - возлюбленному моему", работа со стороны человека.

И можно добавить, что то, что раскрытие элула не только даёт силы, но и побуждает см как написано в Ор аТора из примечания 18 "пробудить к тшуве" понятно так же из примера царя в поле надо отметить, что из тех деталей которые он добавляет (что принимает благосклонно и улыбается) понятно лишь то, что раскрытие в элуле усиливает желание придти к царю; а из того, что царь в поле следует, что раскрытие вызвает и само желание, как сказано далее, ведь когда царь в поле, кроме того, что тогда есть право и возможность у каждого придти к царю, само то, что народ знает, что царь находится в поле, там же где находятся они, вызывает у них желание придти к царю и в особенности когда они думают, что царь вышел в поле для того чтобы даже люди в поле смогли придти к нему - и ради этого он отказывается от короны и царских одеяний - это вызывает ещё более сильное желание ("как вода отражает лицо") придти к царю

Итак у нас вопрос: с одной стороны мы говорим, что раскрытие в месяце элул лишь даёт силы на тшуву, а с другой стороны из примера очевидно что оно ещё и побуждает сделать тшуву.. И можно объяснить это так: желание придти к царю, возникающее у народа, вызвано сутью народа. Ведь раз царь является сердцем народа См Рамбам, законы царей, 3:6, то их связь с царём определяется их сутью см ЛИкутей сихот 4, стр 1050. ч.8 стр 25 и в других местах. При этом если царь далёк от народа, эта связь и (соответственно) желание придти к царю может быть скрыта. А тем что царь находится в поле, в том же месте, где и народ, это раскрывает эту связь. Таким образом получается что нахождение царя в поле не вызвает желание у народа, а лишь раскрывает то желание, которое у них уже есть.

И так же в прообразе: желание тшувы, появляющееся от раскрытия 13 качеств милосердия в элуле возникает потому что раскрытие 13 качеств милосердия раскрывают внутреннее желание евреев [и как это понятно так же

стр. 220

ו

из объяснения в продолжении маймора Ликутей Тора Рээ 32б (после примера про царя в поле) что Имя Кель это начало 13 качеств и их источник и обобщение. А ведь Имя Кель означает буквално Ор Эйн Соф Борух У, как написано Теелим 118:27 "Кэль Авайе и дал свет нам", а свет как Суть [как объясняется в разных местах см Сефер Арохим Хабад, т.2 стр 458 и далее и сноски там разница между светом и влиянием, что влияние это когда влияющий сокращает себя в соответствии с принимающим, а свет подобен Светилу]. И внутри каждого еврея светит это раскрытие. И более того, раскрытие Имени Кель в каждом еврее властвует и правит им, ведь исроэль это буквы йуд В ликутей Тора там говорится что йуд указывает на постоянство действия, то есть что правление Кэль постоянно. А в кицуре там (32г) говорится, что исроэль - ешер Кэль - начальник(сар) - кэль. И потому битуль перед б-жественностью у каждого еврея выше разума и причин, так как внутри него раскрывается Ор Эйн Соф Борух У, который выше ишталшелуса. И когда раскрываются 13 качеств милосердия (в элуле), чей источник и обобщение Имя Кэль, это пробуждает и раскрывает Кэль внутри каждого еврея.] И потому работа элула это "я - возлюбленному моему", хотя пробуждение вызывается раскрытием свыше, так как это раскрытие лишь причина, которая раскрывает внутреннее желание человека.

ז

И надо добавить, что благодаря тому, что раскрытие 13 качеств милосердия пробуждает и раскрывает внутренне желание евреев, а это желание есть у них, потому что корень евреев в Сути, то это "поднимает" и сами 13 качеств милосердия.

Идея в следующем. То, что мир был сотворён ради евреев Раши, начало главы Брейшис - имеется ввиду см выше, стр. 199 и далее (маймор Веато Исроэль, с буквы 6) не только сам мир, но и все уровни раскрытия, даже самые высокие. И через спуск 13 качеств милосердия со своего места (зал царствования, выше чем ишталшелус) в поле, чтобы пробудить и раскрыть внутреннее желание евреев, раскрывается в [этих 13 качествах] их конечная цель, что они были ради евреев, чей корень в Сути см выше там несколько деталей.

И можно связать это с тем, что написано (Коэлет 5:8) "царь служит полю", что даже царь, выше которого нет, служит полю, так как это питание его комментарий Ибн Эзры на этот стих. И см комментарии на Зоар (в дополнении) Хаей Сара 129 конец а и далее. Что простое объяснение что царь служит полю, так как должен получать питание от его урожая и плодов. И согласно тому, что написано в Зоаре ч. 1, 122а "кто царь? это высший Царь, который соединяется с полем", можно сказать, что даже как будто пропитание Царя высшего В Зоаре там объясняется, что "служит" относится к полю, а не к царю. Но так как по простому оно относится к царю, можно отнести это и к тому, что "царь - высший Царь" от того, что он спускается в поле, так как этим раскрывается что его цель - ради евреев, чьей корень в Сути. И согласно тому что написано в Зоаре (там же) "есть поле и есть поле", поле святости и поле противоположной стороны, можно сказать см об этом стр 171 и далее что "царь полю служит" (что спускаясь в поле царь сам поднимается) достигается в основном именно тем, что раскрытие 13 качеств милосердия, которые выше

стр. 221

ז

ишталшелута (то есть высший Царь в комменатриях на Зоар там, что высший Царь - это ЗО. Но в "нахаму" 5670 (конец стр 218, конец стр 223 и далее) говорится что высший Царь - это кетер, который выше ишталшелута), происходит так же для евреев, находящихся в пустыне (поле см Ор аТора Толдот 143 конец б (от имени РАДАКА в шорашим) что "иногда говорится поле, а имеется ввиду пустыня" противоположной стороны), так как этим раскрывается их внутренее желание и они выходят из пустыни (поле противоположной стороны) и идут в поле святости встретиться с царём. Ведь благодаря тшуве евреев, которые были сперва предельно далеки, ещё сильнее раскрывается их внутренее содержание, что их настоящее желание (даже во время греха) к б-жественности, и лишь дурное начало одолело их Рамбам законы разводов, конец второй главы [как это объясняет Цемах Цедек Ор аТора там, 144 аи далее на стих (Теце 22:27) "в поле нашёл её, кричала девица и нет спасителя ей", что даже когда девица (душа) в поле противоположной стороны, и более того, что это привело к тому, что Эйсав, человек поля, схватил её и лёг с ней (Теце 22:28), даже тогда желание души к святости, и кричит она горько о том, что Эйсав, человек поля, держит её, кричит девица. И этим "нет" спаситель её , спускается к ней спасение от "нет", который выше ишталшелуса]. А поскольку раскрытие внутреннего желания евреев (так как их корень в Сути) достигается тшувой евреев, которые были сперва в поле другой стороны (пустыне), поэтому и подъём 13 качеств милосердия, достигаемый их спуском вниз, чтобы пробудить человека, этот подъём в основном достигается имено тем, что пробуждаются те, которые были предельно далеко.

ח

И потому именно фраза "я возлюбленному моему, а возлюбленный мой мне" образует слово элул, так как (можно сказать см ещё объяснение стр 228 и далее), что "возлюбленный мой мне" говорит (в основном) о раскрытии 13 качеств милосердия в элуле. А то, что "возлюбленный мой мне" стоит после "я возлюбленному моему" [хотя раскрытие 13 качеств милосердия даёт силы для работы "я возлюбленному моему"] - это потому что "я возлюбленному моему" (работа человека) выше чем "возлюбленный мой мне" (раскрытие свыше). Как об этом было сказано выше (ו, ז), что раскрытие 13 качеств милосердия нужно чтобы пробудить работу человека, что поднимает эти 13 качеств милосердия.

И в этом есть две идеи: 1) Подъем из-за спуска вниз, чтобы пробудить человека (ז) 2) Подъем благодаря сделанной человеком тшуве. И в этом тоже есть два аспекта: 2а) Подъем от удовольствия наверху от работы человека, в особенности от работы тшувы ("принимает благожелательно") 2б) И благодаря этому затем раскрывается сущностное удовольствие в самих евреях (чей корень выше чем корень Торы и заповедей, даже заповеди тшувы) ("улыбается") (ה)

И надо сказать, что раз побуждение к тшуве (благодаря чему раскрывается "благожелательно" и "улыбается") происходит благодаря "возлюбленный мой мне" (раскрытие 13 качеств милосердия в элуле), то и действие "я возлюбленному моему" на "возлюбленный мой мне" состоит в том, что это раскрытие поднимается до удовольствий "благосклонно" и "улыбаясь"

стр. 222

ח

И да будет желание, чтобы благодаря нашим делам и работе (Танья начало главы 37) и в особенности благодаря работе в месяц элул, мы удостоились в скором времени будщего избавления, когда будет по настоящему "лицо улыбающееся", как это объясняется в нескольких местах торас Хаим толдот 10 конец г и далее. Шаарей тшува р. Эмцои ч 1 21г и ещё по поводу трапезы, которую БГ в будущем сделает праведникам (ваикра раба 13:3), чтобы мы увидели явно что вся война добра и зла (в этом мире) лишь для того, чтобы был смех и удовольствие и тогда наполняться смехом уста наши (теелим 126:2) и все это в ближайшее время

Назад
Вперёд

© 2019-2024 LaSil. v0.4