Рав Кемпнер Меир Лейб бен Иехиэль Михаэль: Арцот аХаим. Эрец Еуда: симан 1

test1

1:

Рамбам (Законы мнений, гл. 4) пишет, что с медицинской точки зрения спать надо именно в конце ночи. И так же в главе «аРоэ» (62б) сказал Шмуэль: «рассветный сон как закалка для железа» и это противоречит словам Шульхан Аруха тут.

При этом слова Шмуэля не точно противоречат сказанному тут, так как мы можем сказать, что Шмуэль следует мнению, что «ночь создана только для сна». Ведь так же считает рав Иуда, ученик Шмуэля, в Эйрувин (19б) и наверняка он слышал это от своего учителя.

Я же хочу тут сказать, что хотя и хрошо для здоровья насытить тело своё животным сном, тем не менее Тора требует не обращаться к человеческим удовольствиям, как сказано в Авот (6:6), что среди 48 путей приобретения Торы — уменьшение сна и уменьшение удовольствий.

[Примеры этому мы видим:]

  1. И в Хупат Элияу Раба (конец л. 208): «о трёх вещах плачет Святой, благословен Он,... о мудреце, который не занимается торой в последнюю стражу».
  2. Так же в Брахот (62б) говорится: «Бар Капара “продавал слова за динары (очень кратко формулировал свои мысли)”. Например, “когда голоден — ешь (не откладывай приём пищи, ведь может быть перехочешь есть и тогда не поможет тебе уже еда. Но, видимо, в данном случае имеется ввиду, что не стоит есть, пока не голоден, только ради удовольствия)”, “когда жаждешь - пей”, “пока твоя кастрюля кипит (и ещё не остыла) — перелей (хочешь в туалет — не терпи)”».
  3. В Шабат (33а): «Знаю я про Нахмани, что он морит себя голодом»
  4. Брахот (62): «Бен Азай говорит: “На любом ложе спи, но не на земле”»
  5. Авот (6:4): «Таков путь Торы: на земле спи...»

Дерех Эрец Раба (нашёл в Дерех Эрец Зута 5:1 только про еду): «Мудрец не должен есть стоя и не должен пить стоя». И не понятно, почему тут речь идёт именно о мудреце, ведь от Б-га нормы морали. И ведь и без этого написано в Гитин, гл. «Тот, кто держит» (70а): «Три вещи ломают тело человека, и вот они: еда стоя, питьё стоя и секс стоя». А раз так, то если бы не позор мудрецу от такого поведения, не надо было бы опасаться вреда для тела (Значит, вредное для здоровья поведение само по себе не вредит мудрецу). Как это написано в Брахот (62б), Шабат (83б), Гитин (56б): «“Человек, когда умрёт в шатре” — Тора сохраняется только в том, кто умертвил себя за неё». И в Недарим (49б): «“Болезнь” — это болезнь, “страдания” — это мудрецы». И пишет Рамбам (законы изучения Торы 3:13): «Тот, кто хочет удостоиться венца Торы — пусть не потеряет ни одой ночи, потратив её на сон». И так же сказали там мудрецы «рассветный сон как закалка для железа, отправление надобновстей с рассветом как закалка для железа», значит то, что теряется от отсутствия рассветного сна, приобретается утренним туалетом.

И см. МААРША, его комментарий на ???, что поскольку такой сон сладок, надо удалиться от него. И см. так же в Мусаф Арух (Эрех шин-нун, где он говорит, что речь идёт не об рассветном сне, а о мочеиспускании на рассвете). И см. в Хидушим далее (238)

2:

3:

3:

© 2019-2024 LaSil. v0.4