Есть общее соображение, которые говорят, что:
- Сперва выбираем целое
- Затем выбираем любимое
- Если всё одинаково целое и одинаково любимое — то нет разницы на что говорить благословение
Алгоритм определения порядка произнесения благословений будет такой:
- Если есть хлеб — он всегда предпочтительнее1Кцот аШульхан 54:9
- Откладываем весь шеаколь в самый конец2Кцот аШульхан 54:2 С-34
-
У нас остаётся вино, мезонот, аэц и адама. Сперва стоит отметить проблему, которую надо избежать (либо не есть, либо есть в трапезе). Проблема состоит в следующем:
- мезонот из ячменя предпочтительнее вина (даже любимого)3Кцот аШульхан 54:8
- вино предпочтительнее оливок (даже любимых)4Кцот аШульхан 54:8
- оливки предпочтительнее мезонота из ячменя, ржи и овса (при одинаковой любви)5Кцот аШульхан 54:7
Таким образом мы получаем замкнутый круг из ячменя-мезонота, оливок и вина, если ячмень-мезонот и оливки одинаково любимые: ЯМ > В > О > ЯМ…
Наша задача на этом этапе выбрать благословение из «мезонот», «агефен» и «аэц».
Если этой проблемы мы избежали, то руководствуемся следующей схемой6Кцот аШульхан 54:5-8:
пшеничный мезонот — ячменный мезонот Л — [вино — оливки] — другой мезонот
Запомнить можно аббревиатурой ПЯВОМ7Почти как ПИВОМ, только ПЯВОМ, только Я — любимый ячменный мезонот, а не просто ячменный мезонот.
-
Исключив мезонот, оливки и вино, у нас остаётся «ац» (если мы не говорили его на оливки) и «адама». Если что-то из этого «любимое» — начинаем с этой группы. Если нет, то в идеале стоит начать с «ац», но это не критично. Теперь надо разобраться с каждой группой по отдельности
-
«Аэц». Тут может быть фрукт из 7 видов. Для того, чтобы выбрать на что говорить благословение, мы сведём всё к «яблокам» по следующей схеме: фрукт из 7 видов = любимое «яблоко». Любимый фрукт из 7 видов = любимое*2 яблоко. И дальше при необходимости сократив «любимое» будем руководствоваться общими соображениямиС-35.
Надо лишь учесть, что при прочих равных среди самих 7 видов иерархия такая: Финики Виноград Инжир Гранат (ФВИГ).
- «Адама». Тут всё просто — руководствуемся общим соображением: целое > любимое > не важно
-