См. «Взаимозаменяемость. Благословения перед едой»
1: Главное и второстепенное
МБ 216к6. Шаарей Тшува 208к15; Бадей Шульхан 40к8 И в заметке
Второстепенное — то, что не стали бы есть, если бы не главное. Благословение на главное и открывает и закрывает второстепенное1Кцот аШульхан 58:1.
Смесь еды и напитка2Кцот аШульхан 58:4 | Единое блюдо3Кцот аШульхан 58:1, 5. Бадей аШульхан 58к10 | Едят по отдельности4Кцот аШульхан 58:6, 9, 12. Бадей аШульхан 58к10 |
---|---|---|
Хлеб5Кцот аШульхан 58:7, 8. Бадей аШульхан 58к8 всегда главное, кроме как если человек сытый6Кцот аШульхан 58:9: на это не стоит полагаться, так как человек не всегда может знать, сытый он или нет или то, что едят с хлебом - десерт?-5 | ||
По умолчаню главное — еда Иначе: то, что для человека важнее. Если важна и еда и напиток, то сперва говорим благословение на еду, потом пробуем еду, потом на напиток и пробуем напиток |
Мезонот7Кцот аШульхан 58:2. Даже если они - бульон всегда главное, если
С точки зрения благословения после еды, если концентрация злаков меньше, чем КБАП — есть сомнение, какое благословение говорить |
|
В этой смеси главным будет
|
|
Если есть цепочка «второстепенного», например, человек есть сладкие плоды, а чтобы избавиться от приторности, ест солёную рыбу, а чтобы она не повредила, ест хлеб (и при этом он сыт), то рыба главная для хлеба, плоды — для рыбы. И поэтому благословение на плоды срабатывает и для рыбы и для хлеба8Бадей аШульхан 58к7.
Мясо главное если присутствует в блюде физически и видно9Кцот аШульхан 51:1.
В некоторых случаях благочестивые люди будут есть сперва второстепенное, чтобы сказать на него благословение10Кцот аШульхан 58:10-11 С-19:
- Если их едят по отдельности
- Если благословение на второстепенное не «шеаколь» и не такое же, как на главное
- Если главное не более любимое ни вместе с этим второстепенным, ни по отдельностиС-20. С этим пунктом не все согласны и можно на него «закрыть глаза» в шабат или йом-тов, чтобы добрать нужное количество благословений.