- Из всего, что есть, мудрецы выделилиС-8 съедобное и ввели на это благословение «шеаколь»
-
Начиная с этого пункта специальные благословения говорятся только при стандартном способе употребленияС-9 и если сажали ради этого1Кцот аШульхан 51:4, 6.
Из всего съедобного мудрецы выделили плоды земли и ввели на них благословение «при адама»
- Из плодов земли мудрецы выделили две группы:
- Плоды дерева с благословением «при аэц»
- Из них мудрецы выделили вино с благословением «при агофен»
- Злаки с благословением «мезонот»
- Из них мудрецы выделили хлеб с благословением «амойци»
- Плоды дерева с благословением «при аэц»
И таким образом получается такая схема:
Более общее благословение закрывает более частное постфактум. Но изначально, по умолчанию, более общее благословение не открывает то, что подпадает под более частное («борей при адама» по умолчанию не откроет яблоки). И правильно иметь кавану, что благословение распространяется только на свою целевую группу («борей при адама» только на овощи)2Кцот аШульхан 49:4.
Итоговая таблица такая:
На что Какое благословение | Шеаколь | Адама | Аэц | Мезонот | Амойци | Вино |
---|---|---|---|---|---|---|
Шеаколь | 37:10 | |||||
Адама | 49:2 | Из хлебаС-10 | Цемах ЦедекС-11 (37:10 - Софек) | ПроверитьС-12 | ||
Аэц | МаарильС-13 | |||||
Мезонот | Цемах ЦедекС-11 (37:10 - Софек) | |||||
Амойци | ||||||
Агофен |
В случае софека стоит сказать благословение «шеаколь» на что-то сладкое, имя ввиду хлеб.