1: Благословения перед едой
- Из всего, что есть, мудрецы выделилиС-8 съедобное и ввели на это благословение «шеаколь»
-
Начиная с этого пункта специальные благословения говорятся только при стандартном способе употребленияС-9 и если сажали ради этого1Кцот аШульхан 51:4, 6.
Из всего съедобного мудрецы выделили плоды земли и ввели на них благословение «при адама»
- Из плодов земли мудрецы выделили две группы:
- Плоды дерева с благословением «при аэц»
- Из них мудрецы выделили вино с благословением «при агофен»
- Злаки с благословением «мезонот»
- Из них мудрецы выделили хлеб с благословением «амойци»
- Плоды дерева с благословением «при аэц»
И таким образом получается такая схема:
Более общее благословение закрывает более частное постфактум. Но изначально, по умолчанию, более общее благословение не открывает то, что подпадает под более частное («борей при адама» по умолчанию не откроет яблоки). И правильно иметь кавану, что благословение распространяется только на свою целевую группу («борей при адама» только на овощи)2Кцот аШульхан 49:4.
Итоговая таблица такая:
На что Какое благословение | Шеаколь | Адама | Аэц | Мезонот | Амойци | Вино |
---|---|---|---|---|---|---|
Шеаколь | 37:10 | |||||
Адама | 49:2 | Из хлебаС-10 | Цемах ЦедекС-11 (37:10 - Софек) | ПроверитьС-12 | ||
Аэц | МаарильС-13 | |||||
Мезонот | Цемах ЦедекС-11 (37:10 - Софек) | |||||
Амойци | ||||||
Агофен |
В случае софека стоит сказать благословение «шеаколь» на что-то сладкое, имя ввиду хлеб.
2: Благословения после еды
Они в принципе не взаимозаменяемые. Но если в смысл благословения вписывается что-то, на что оно не рассчитано — в некоторых случаях это помогает постфактум, когда объект подходит по смыслу текста благословения. А иногда (когда по смыслу получается даже более конкретное благословение (см. п. 1)) — и изначально3Кцот аШульхан 60:3. Например:
- Если вы ели фрукты, которыми славится Земля Израиля, и другие фрукты — достаточно сказать меайн шалош, и «борей нефашот» не требуется, так как вы и так благодарите за плоды дерева.
- Постфактум меайн шалош засчитается и вообще за любые плоды дерева (так как это «за дерево и за плоды дерева»). При этом «аль амихьё» не закрывает другую насыщающую еду (мясо, рыбу)4Кцот аШульхан 60:6.
- Если ели яблоки и пили вино — тут не получится никак это совместить (яблоко никак не плод виноградной лозы) (даже если в меайн шалош упомянуть плоды дерева) и потому нужно будет два благословения — «борей нефашот» и меайн шалош?-2.
- Если ели виноград и пили вино, то по умолчанию меайн шалош после вина не засчитается за виноград, но если иметь такое намерение — засчитается. Делать, однако, так не стоит, и стоит явно упомянуть плоды дерева в меайн шалош.
- Первое благословение биркат амазона (и так же «аль амихья»5Беер Эйтев 208:23. Кцот аШульхан 60:6) засчитается постфактум не только после мезонота, но и после вина и после финиковС-14 С-15 6Кцот аШульхан 60:4, 5.
Ещё надо отметить, что вино является «хлебом» для напитков, поэтому благословения перед и после вина освобождают все остальные напиткиС-16 ?-3.
Еда Благословение | Хлеб | Мезонот | Вино | Финики | Виноград | 3 фрукта | Осталные фрукты | Овощи | Остальное | Напитки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
БАС-17 | Проверить | Проверить | Проверить | Проверить | Проверить | Проверить | ||||
аМихьё | Биркей Йосеф 167:10; Ябиа Омер ч2 ОХ 12; Спор в понимании БЙ | |||||||||
аПерот | ||||||||||
аГофен | Проверить: Если пил вино | |||||||||
БНР |
1: Решение сомнения в благословении после еды
Тем не менее есть решение и для ситуации, когда мы не знаем, какое благословение говорить после еды. Например, мы сомневаемся, говорить «борей нефашот» или «аль амихьё». В таком случае можно съесть что-то, после чего надо говорить «борей нефашот» и что-то, после чего надо говорить «аль амихьё». И сказать оба благословение имея ввиду сомнительный продукт7Кцот аШульхан 60:6.
Если нет мезонота — то можно взять вино или плод из 7 видов, сказать благословение после него, упомянув в благословении мезонот8Кцот аШульхан 60:6.
Если же нет ничего, кроме сомнительной еды — не говорим после неё ничего9Кцот аШульхан 60:6 ?-4.