Ластов Ишаяу: Уберахта (Законы благословений): , глава 2, sub_chapter 4

test1

1: Благословения перед едой

  1. Из всего, что есть, мудрецы выделилиС-8 съедобное и ввели на это благословение «шеаколь»
  2. Начиная с этого пункта специальные благословения говорятся только при стандартном способе употребленияС-9 и если сажали ради этого1Кцот аШульхан 51:4, 6.

    Из всего съедобного мудрецы выделили плоды земли и ввели на них благословение «при адама»

  3. Из плодов земли мудрецы выделили две группы:
    1. Плоды дерева с благословением «при аэц»
      1. Из них мудрецы выделили вино с благословением «при агофен»
    2. Злаки с благословением «мезонот»
      1. Из них мудрецы выделили хлеб с благословением «амойци»
Шеаколь Адама Мезонот Амойци Аэц Агофен
Рис. 1.: Схема вложенности благословений

И таким образом получается такая схема:

Более общее благословение закрывает более частное постфактум. Но изначально, по умолчанию, более общее благословение не открывает то, что подпадает под более частное («борей при адама» по умолчанию не откроет яблоки). И правильно иметь кавану, что благословение распространяется только на свою целевую группу («борей при адама» только на овощи)2Кцот аШульхан 49:4.

Итоговая таблица такая:

На что Какое благословение Шеаколь Адама Аэц Мезонот Амойци Вино
Шеаколь 37:10
Адама 49:2 Из хлебаС-10 Цемах ЦедекС-11 (37:10 - Софек) ПроверитьС-12
Аэц МаарильС-13
Мезонот Цемах ЦедекС-11 (37:10 - Софек)
Амойци
Агофен
Таб. 1.: Какое благословение что открывает постфактум

В случае софека стоит сказать благословение «шеаколь» на что-то сладкое, имя ввиду хлеб.

2: Благословения после еды

Они в принципе не взаимозаменяемые. Но если в смысл благословения вписывается что-то, на что оно не рассчитано — в некоторых случаях это помогает постфактум, когда объект подходит по смыслу текста благословения. А иногда (когда по смыслу получается даже более конкретное благословение (см. п. 1)) — и изначально3Кцот аШульхан 60:3. Например:

  1. Если вы ели фрукты, которыми славится Земля Израиля, и другие фрукты — достаточно сказать меайн шалош, и «борей нефашот» не требуется, так как вы и так благодарите за плоды дерева.
  2. Постфактум меайн шалош засчитается и вообще за любые плоды дерева (так как это «за дерево и за плоды дерева»). При этом «аль амихьё» не закрывает другую насыщающую еду (мясо, рыбу)4Кцот аШульхан 60:6.
  3. Если ели яблоки и пили вино — тут не получится никак это совместить (яблоко никак не плод виноградной лозы) (даже если в меайн шалош упомянуть плоды дерева) и потому нужно будет два благословения — «борей нефашот» и меайн шалош?-2.
  4. Если ели виноград и пили вино, то по умолчанию меайн шалош после вина не засчитается за виноград, но если иметь такое намерение — засчитается. Делать, однако, так не стоит, и стоит явно упомянуть плоды дерева в меайн шалош.
  5. Первое благословение биркат амазона (и так же «аль амихья»5Беер Эйтев 208:23. Кцот аШульхан 60:6) засчитается постфактум не только после мезонота, но и после вина и после финиковС-14 С-15 6Кцот аШульхан 60:4, 5.

Ещё надо отметить, что вино является «хлебом» для напитков, поэтому благословения перед и после вина освобождают все остальные напиткиС-16 ?-3.

Еда Благословение Хлеб Мезонот Вино Финики Виноград 3 фрукта Осталные фрукты Овощи Остальное Напитки
БАС-17 Проверить Проверить Проверить Проверить Проверить Проверить
аМихьё Биркей Йосеф 167:10; Ябиа Омер ч2 ОХ 12; Спор в понимании БЙ
аПерот
аГофен Проверить: Если пил вино
БНР
Таб. 2.: Что закрывает (даже постфактум) благословение после еды?

1: Решение сомнения в благословении после еды

Тем не менее есть решение и для ситуации, когда мы не знаем, какое благословение говорить после еды. Например, мы сомневаемся, говорить «борей нефашот» или «аль амихьё». В таком случае можно съесть что-то, после чего надо говорить «борей нефашот» и что-то, после чего надо говорить «аль амихьё». И сказать оба благословение имея ввиду сомнительный продукт7Кцот аШульхан 60:6.

Если нет мезонота — то можно взять вино или плод из 7 видов, сказать благословение после него, упомянув в благословении мезонот8Кцот аШульхан 60:6.

Если же нет ничего, кроме сомнительной еды — не говорим после неё ничего9Кцот аШульхан 60:6 ?-4.

Назад
Вперёд

© 2019-2025 LaSil. v0.4