Раздел 1: Короткие правила
1: Общеалахические
- Если есть сомнение, делать и не делать, то лучше «сидеть и не делать» и ошибиться, чем «встать и сделать» и ошибиться.
- То, что чаще, приоритетнее, чем то, что реже. Например, если у человека есть обязанность сказать благословение «ашер яцар» и «боре нефашот», то сперва говорят «ашер яцар»
2: Специфические
- Рот при произнесении благословения должен быть пустым. Если надо сплюнуть — делать это надо до произнесения благословения1Кцот аШульхан 5:10
- Не должно быть перерыва между произнесением благословения и его «реализацией», например, сказав благословение на еду, надо тут же перейти к её употреблению.
Раздел 2: Место, время, предмет
Каждое благословение действует в определённом месте, времени и распространяется на определённые предметы. Чтобы предметом можно было воспользоваться (съесть, понюхать, исполнить заповедь), нужно чтобы благословение действовало в этом месте, в это время и на этом предмете.
Если в этом месте сказанное благословение уже не действует, или закончилось время его действия, или оно не распространилось на этот предмет — предметом пользоваться нельзя, пока все три условия не совпадут.
1: Место
добавить контурные карты
По умолчанию благословение действует в
- в рамках помещения, где мы его произнесли (даже если посреди этого помещения есть высокое препятствие, типа печки)2Кцот аШульхан 57:3, так как это помещение окружено стенами3Кцот аШульхан 57:9. Сюда же относится машина, самолёт, платформа 4*4*10 и т. д4р. Баренбаум.
- везде, откуда видна даже часть места, где мы сказали благословение5Кцот аШульхан 57:2, 8
При помощи каваны во время произнесения благословения можно распространить его на:
- все остальные комнаты в пределах здания (даже если это разные этажи)6Кцот аШульхан 57:1
- за пределами прямой зоны видимости на расстояние зоны видимости (см. рисунок). За пределами второй зоны видимости помогает ли кавана — не очевидно7Кцот аШульхан 57:8

Кавана не поможет, если второе место отделено от исходного двумя стенками (которые принадлежат разным владениям/территориям)8Кцот аШульхан 57:1. Стена между домом и двором (даже принадлежащим одному человеку) считается как две стены, так как это одновременно стена дома и стена двора.
Дерево9Кцот аШульхан 57:8, 9 является стеной. Поэтому:
По умолчанию | С каваной | Не поможет | |
---|---|---|---|
Открытое поле | В рамках видимости |
|
За двумя деревьями |
«Огороженное поле» | В рамках видимости | Внутри поля | За пределами поля |
2: Время
Если не говорить о трапезе, то действие благословения завершают:
- решение закончить приём пищи
- фразы вроде «давайте скажем благословение после еды»
- «Правило Винни-Пуха»: решение хозяина закончить приём пищи, если вы его не опротестовали
- Выход в место, где благословение не действует10Кцот аШульхан 57:4, за исключением трех ситуаций
- вы ели в группе и хотя бы один человек остался в первом месте11Кцот аШульхан 57:4. При этом в другое место броха не «тянется» за ушедшимиС-2
- ты ел то, что (хотя бы по некоторым мнениям) требует произнести благословение после еды в том же месте, где ты ел12Кцот аШульхан 57:7 С-3, и успел съесть кезайт / выпить ревиит13Кцот аШульхан 57:5. В данном случае броха «тянется» за ушедшимС-4
- ты ел то, что «садятся есть/пить», например, пиво или медовуху. В таком случае если ты не ушёл надолго броха всё ещё держится в месте, где ты ел (но не следует за тобой)14Кцот аШульхан 57:7 С-5 ?-1.
3: Предмет
Чтобы благословение начало действовать, надо чтобы подходящий предмет был перед вами. В идеале надо держать его в правой руке. Если предмета не было перед вами, то благословение не начало действовать и надо будет его повторить
Стоит изначально иметь ввиду всё, на что благословение можно распространить.
Если вы имели ввиду только конкретный предмет — то благословение действует только на него.
В гостях человек по умолчанию имеет ввиду всё, что подадут хозяева
Дома человек по умолчанию имеет ввиду всё, что ему доступно или может оказаться доступно и его не удивит. Если ему что-то принёс сосед, и обычно такого не происходит — на это благословение в любом случае не распространяется
Если человек сказал благословение не имея ввиду ничего конкретного, то
- Если ел яблоки, закончились яблоки, принесли яблоки, не надо говорить благословение на яблоки
- Ел яблоки и принесли груши:
- если яблоки закончились — надо повторить благословение
- яблоки не закончились — не надо повторять благословение
- Пил пиво, принесли закуску — в любом случае надо сказать броху
Если еда уже перевариласьС-6 — действие благословения тоже прекратилось и чтобы продолжить есть, надо благословение повторитьС-7.
Раздел 3: Тора/Мудрецы
Лишь одно благословение на удовольствие, которое мы произносим, установлено Торой. Это биркат амазон когда наелись. Все остальные благословения на удовольствия, которые мы произносим, установлены мудрецами.
Какая разница, если мы в любом случае обязаны благословение произнести?
Если благословение мы обязаны произнести по Торе и не уверены, сказали мы его или нет — мы должны устрожиться и повторить благословение ещё раз. Если же обязанность произнести благословение установлена мудрецами, то в случае сомнения, мы его произносить «на всякий случай» не будем.
Тут стоит отметить, что в некоторых случаях произносить благословение — лишь обычай. И тем не менее это не считается произнесением благословения впустую. Более того, в таком случае не применимо правило «в случае сомнения — благословение не произносим1»
Раздел 4: Взаимозаменяемость
1: Благословения перед едой
- Из всего, что есть, мудрецы выделилиС-8 съедобное и ввели на это благословение «шеаколь»
-
Начиная с этого пункта специальные благословения говорятся только при стандартном способе употребленияС-9 и если сажали ради этого15Кцот аШульхан 51:4, 6.
Из всего съедобного мудрецы выделили плоды земли и ввели на них благословение «при адама»
- Из плодов земли мудрецы выделили две группы:
- Плоды дерева с благословением «при аэц»
- Из них мудрецы выделили вино с благословением «при агофен»
- Злаки с благословением «мезонот»
- Из них мудрецы выделили хлеб с благословением «амойци»
- Плоды дерева с благословением «при аэц»
И таким образом получается такая схема:
Более общее благословение закрывает более частное постфактум. Но изначально, по умолчанию, более общее благословение не открывает то, что подпадает под более частное («борей при адама» по умолчанию не откроет яблоки). И правильно иметь кавану, что благословение распространяется только на свою целевую группу («борей при адама» только на овощи)16Кцот аШульхан 49:4.
Итоговая таблица такая:
На что Какое благословение | Шеаколь | Адама | Аэц | Мезонот | Амойци | Вино |
---|---|---|---|---|---|---|
Шеаколь | 37:10 | |||||
Адама | 49:2 | Из хлебаС-10 | Цемах ЦедекС-11 (37:10 - Софек) | ПроверитьС-12 | ||
Аэц | МаарильС-13 | |||||
Мезонот | Цемах ЦедекС-11 (37:10 - Софек) | |||||
Амойци | ||||||
Агофен |
В случае софека стоит сказать благословение «шеаколь» на что-то сладкое, имя ввиду хлеб.
2: Благословения после еды
Они в принципе не взаимозаменяемые. Но если в смысл благословения вписывается что-то, на что оно не рассчитано — в некоторых случаях это помогает постфактум, когда объект подходит по смыслу текста благословения. А иногда (когда по смыслу получается даже более конкретное благословение (см. п. 1)) — и изначально17Кцот аШульхан 60:3. Например:
- Если вы ели фрукты, которыми славится Земля Израиля, и другие фрукты — достаточно сказать меайн шалош, и «борей нефашот» не требуется, так как вы и так благодарите за плоды дерева.
- Постфактум меайн шалош засчитается и вообще за любые плоды дерева (так как это «за дерево и за плоды дерева»). При этом «аль амихьё» не закрывает другую насыщающую еду (мясо, рыбу)18Кцот аШульхан 60:6.
- Если ели яблоки и пили вино — тут не получится никак это совместить (яблоко никак не плод виноградной лозы) (даже если в меайн шалош упомянуть плоды дерева) и потому нужно будет два благословения — «борей нефашот» и меайн шалош?-2.
- Если ели виноград и пили вино, то по умолчанию меайн шалош после вина не засчитается за виноград, но если иметь такое намерение — засчитается. Делать, однако, так не стоит, и стоит явно упомянуть плоды дерева в меайн шалош.
- Первое благословение биркат амазона (и так же «аль амихья»19Беер Эйтев 208:23. Кцот аШульхан 60:6) засчитается постфактум не только после мезонота, но и после вина и после финиковС-14 С-15 20Кцот аШульхан 60:4, 5.
Ещё надо отметить, что вино является «хлебом» для напитков, поэтому благословения перед и после вина освобождают все остальные напиткиС-16 ?-3.
Еда Благословение | Хлеб | Мезонот | Вино | Финики | Виноград | 3 фрукта | Осталные фрукты | Овощи | Остальное | Напитки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
БАС-17 | Проверить | Проверить | Проверить | Проверить | Проверить | Проверить | ||||
аМихьё | Биркей Йосеф 167:10; Ябиа Омер ч2 ОХ 12; Спор в понимании БЙ | |||||||||
аПерот | ||||||||||
аГофен | Проверить: Если пил вино | |||||||||
БНР |
1: Решение сомнения в благословении после еды
Тем не менее есть решение и для ситуации, когда мы не знаем, какое благословение говорить после еды. Например, мы сомневаемся, говорить «борей нефашот» или «аль амихьё». В таком случае можно съесть что-то, после чего надо говорить «борей нефашот» и что-то, после чего надо говорить «аль амихьё». И сказать оба благословение имея ввиду сомнительный продукт21Кцот аШульхан 60:6.
Если нет мезонота — то можно взять вино или плод из 7 видов, сказать благословение после него, упомянув в благословении мезонот22Кцот аШульхан 60:6.
Если же нет ничего, кроме сомнительной еды — не говорим после неё ничего23Кцот аШульхан 60:6 ?-4.
Раздел 5: Нужно конкретное благословение
Раздел 6: Сведение благословений к минимуму
См. «Взаимозаменяемость. Благословения перед едой»
1: Главное и второстепенное
МБ 216к6. Шаарей Тшува 208к15; Бадей Шульхан 40к8 И в заметке
Второстепенное — то, что не стали бы есть, если бы не главное. Благословение на главное и открывает и закрывает второстепенное24Кцот аШульхан 58:1.
Смесь еды и напитка25Кцот аШульхан 58:4 | Единое блюдо26Кцот аШульхан 58:1, 5. Бадей аШульхан 58к10 | Едят по отдельности27Кцот аШульхан 58:6, 9, 12. Бадей аШульхан 58к10 |
---|---|---|
Хлеб28Кцот аШульхан 58:7, 8. Бадей аШульхан 58к8 всегда главное, кроме как если человек сытый29Кцот аШульхан 58:9: на это не стоит полагаться, так как человек не всегда может знать, сытый он или нет или то, что едят с хлебом - десерт?-5 | ||
По умолчаню главное — еда Иначе: то, что для человека важнее. Если важна и еда и напиток, то сперва говорим благословение на еду, потом пробуем еду, потом на напиток и пробуем напиток |
Мезонот30Кцот аШульхан 58:2. Даже если они - бульон всегда главное, если
С точки зрения благословения после еды, если концентрация злаков меньше, чем КБАП — есть сомнение, какое благословение говорить |
|
В этой смеси главным будет
|
|
Если есть цепочка «второстепенного», например, человек есть сладкие плоды, а чтобы избавиться от приторности, ест солёную рыбу, а чтобы она не повредила, ест хлеб (и при этом он сыт), то рыба главная для хлеба, плоды — для рыбы. И поэтому благословение на плоды срабатывает и для рыбы и для хлеба31Бадей аШульхан 58к7.
Мясо главное если присутствует в блюде физически и видно32Кцот аШульхан 51:1.
В некоторых случаях благочестивые люди будут есть сперва второстепенное, чтобы сказать на него благословение33Кцот аШульхан 58:10-11 С-19:
- Если их едят по отдельности
- Если благословение на второстепенное не «шеаколь» и не такое же, как на главное
- Если главное не более любимое ни вместе с этим второстепенным, ни по отдельностиС-20. С этим пунктом не все согласны и можно на него «закрыть глаза» в шабат или йом-тов, чтобы добрать нужное количество благословений.
Раздел 7: Размер до и после
И то и другое благословение говорят на удовольствие желудка, но
- так как без благословения нельзя получать удовольствие от этого мира — удовольствие перед едой говорят на любой объём
1: Благословения после еды
- благословение после еды говорят на удовольствие от насыщения, поэтому, чтобы его сказать, надо
1: Определённый объём
Съесть/выпить определённый объём. Для еды — это кезайт, для жидкостей — ревиит34Кцот аШульхан 59:8 С-21
2: Определённое время, чтобы съесть
съесть/выпить его за определённое время — 6-7 минут. Это время называется «бикдей ахилат прас». Это актуально даже для тех жидкостей, которые пьют не спеша, типа алкоголя или горячего чая35Кцот аШульхан 59:2, 5..
Разная еда соединятся в кезайт, чтобы сказать более «лёгкое» благословение. И так же разные напитки соединяются друг с другом до ревиита. Но еда и напитки не соединяются ни до кезайта, ни до ревиита36Кцот аШульхан 59:6, 7.
«борей нефашот» | Меайн шалош после фруктов | «аль амихья» | Меайн шалош после вина | |
---|---|---|---|---|
Меайн шалош после фруктов | «борей нефашот» | |||
«аль амихья» | Меайн шалош, упомянув всёС-22 | |||
Меайн шалош после вина | Меайн шалош, упомянув всёС-22 | |||
хлеб | «аль амихья» | Меайн шалош, упомянув всёС-22 |
Едой в данном случае считается твёрдая еда. Напитком — жидкая, даже если это бульон, в котором варилась еда. Если мороженое растаяло — это уже напиток. Фруктовый лёд замёрз — это еда37Кцот аШульхан 59:6, 7.
Есть мнение38Кцот аШульхан 59:8, что брия — в данном случае целый плод, как он растёт — уже требует после себя благословения после еды, поэтому не стоит есть такую брию в объёме меньше кезайта. Но это только если:
- вы съели всё съедобное, что было в этой брие
- её подали абслоютно целойС-23
Если пища состоит из ингредиентов, требующих разных благословений после, то чтобы сказать более «конкретное» благословение после этого блюда в целом, надо чтобы концентрация нужного ингредиента была такой, чтобы за 6-7 минут еды этого блюда съедали кезайт этого ингредиента39Кцот аШульхан 59:3, 4.. См. пример в «Блюда из смеси злаковой и другой муки»
3: Определённое время, чтобы сказать благословение
Сказать40Кцот аШульхан 60:8 благословение пока насыщение от принятой пищи не прошло или не почувствовали жажду после выпитых напитков.
Если человек не наелся, то, поскольку теперь определить время, когда ещё не поздно сказать благословение уже не получается, надо сказать благословение сразу.
Если этого не сделалС-24, то
- Если это хлеб (трапеза) или мезонот, то не говоря благословения перед едой съедаем кезайт хлеба/мезонота и произносим благословение после еды. И хотя мы создаём себе сомнение в вопросе благословения перед, оно того стоит, чтобы снять сомнение в вопросе благословения послеС-25
- Если же это «яблоко», то тут такая логика не срабатывает, так как сомнение в благословении до ничем не лучше сомнения в благословении после. И даже наоборот, ведь запрещено получать удовольствие от мира без благословения, и мы предлагаем сделать что-то, вместо того, чтобы ничего не делатьС-26. Но если учесть мнение, что еда переваривается 72 минуты, мы получаем следующий расклад
Благословение до | Благословение после | Итог | ||
---|---|---|---|---|
До 72 минут | С учётом мнения | Ещё не надо | Всё ещё надо | Не говорим до, съедаем кезайт, говорим после |
Без учёта мнения | Не знаем | Не знаем | ||
После 72 минут | С учётом мнения | Уже надо | Уже поздно | Ничего уже не говорим и не едим |
Без учёта мнения | Не знаем | Не знаем |
При этом остаётся универсальное решение, съесть что-то, на что мы точно должны сказать благословение до (так как не имели этого ввиду) и потом сказать благословение после, имя ввиду предыдущий приём пищи.
Раздел 8: Незнание и сомнение
Положиться на более общее благословение можно только если
- вы знаете закон, но не знаете что это перед вами, как оно растёт и т. д. и не можете это узнать
- вы знаете что это, знаете закон, но алаха не определена по этому вопросу
Если же вы знаете что это, и алаха знает, какую броху говорить, но вы не знаете — вам надо либо выучить закон, либо спросить раввина.
Раздел 9: Произнесение благословения
1: Вслух
Сперва41Шульхан арух аРав 185:3 разберёмся в терминах:
- «говорить» — произносить слова так, чтобы сам их слышал
- «говорить в сердце» — произносить слова ртом, но при этом самому их не слышать
- «думать в сердце» — читать про себя, даже не шевеля губами
Что из этого считается произнесением благословения?
✋Первое мнение | 🛏1Второе мнение | |
---|---|---|
«говорить» | Идеально | |
«говорить в сердце» | Постфактум | ПостфактумС-27 |
«думать в сердце» | Не засчиталосьС-28 |
2: Будучи пьяным
Произносить42Шульхан арух аРав 185:5 шмон эсре будучи пьяным в любом случае изначально нельзя. А что с биркат амазоном и другими благословениями?
Может говорить перед царём, хотя заметно, что пьян | Можно даже изначальноС-29 |
---|---|
Начинает путаться в словах | Постфактум не понятно, засчиталось благословение или нет?-7 С-30 |
Пьяный как Лот |
Раздел 10: Типы благословений. Прерывания в благословениях
Благословения могут состоять из трёх частей:
- Начало. Не обязательная часть: «Благословен Ты….», которое должно быть на ту же тему, что и конец благословения
- Середина. Не обязательная часть
- Конец. Есть в любом благословении: «Благословен Ты….»
Если в благословении есть только конец, то это называется «короткое благословение». Если есть ещё середина — это будет «открытое благословение». Если есть начало, середина и конец — это будет «закрытое благословение». Открытое и закрытое благословения так же называются «длинные благословения».
Открытое благословение само по себе по хорошему встречаться не должно, а должно идти всегда после другого благословения. Пример этому мы видим в шмон эсре и биркат амазоне. Более того, если у нас идёт стабильно подряд несколько благословений, то только первое из них будет закрытым, остальные — открытыми.
Текст ниже: переписать и развить
В конце и в начале благословения прерываться ни на что нельзя. Если прервались — надо произнести эту часть заново. При этом в длином благословении произнести только конец нельзя — надо будет «отступить» до ближайшей смысловой точки и начать оттуда.
Если прервался в середине длинного благословения, то продолжают оттуда, откуда прервался. Но в шмон эсре надо вернуться к началу благословенияС-31.
Если прервался в биркат амазоне, даже на разговор — продолжает с того места, где прервался43Шульхан Арух аКацар 77:11.