5:1
Намёки и источники этого постановления:
-
«И вот последующие (пророческие) слова Давида – речение Давида, сына Ишая, речение мужа, вознесенного высоко (аль)»1Шмуэль 2 23:1 — гематрия слова «аль» — 100.
Мидраш2Бамидбар Раба 18:21; Танхума Корах 12. См. так же Тур (где?), что он это приводит от имени Натурная гаона (46) и Шиболей аЛекет (Молитва 1), который приводит это от имени рабейну Шломо. говорит об этом, что Была эпидемия и в Ерусалиме умирало по 100 человек около 100 человек и это постановление остановило эту эпидемиюС-1
- «И было сто талантов серебра, чтобы отлить подножия (для) Святилища и подножия (для) разделительной завесы; сто подножий из ста талантов, талант на подножие»3Шмот 38:27 — что 100 благословений соответствуют 100 подножиям в Мишкане. Поскольку благословения — как основа в жизни, когда мы благословляем Б-га за еду и питьё, ложась и вставая и изучая Тору — всё это от Него, благословенного4Бааль аТурим на Шмот 38:27.
- «И ныне, Исраэль, что Господь, Б-г твой, спрашивает с тебя? Только бояться Господа, Б-га твоего, ходить всеми путями Его и любить Его, и служить Господу, Б-гу твоему, всем сердцем твоим и всею душою твоей»5Дворим 10:12 — читай не «что», а «сто»6Менахот 43б. А ещё «מה» если заменить по правилу «א"ת ב"ש» получится «י"ץ», что и даёт 100 (90+10)7Махзор Витри, Шахарит 1. А рабейну Там говорит, что если «просит» написано в полном написании, то в стихе получается 100 букв, что и намекает на 100 благословений8Там же. Или же букв всё же 99, но считается как сто, подобно тому, что сказано «Всех душ дома Яакова приходящих в Египет 70» (Берейшит 46:27), хотя их всего было 69. Или же 100 букв будет если вместо «ма (что)» читать «меа (сто)»9Менахот 43б. Тосафот на слова «просит у тебя». Сфас Эмет на это место в Талмуде.
- Гематрия слова «мойдим (благодарим)» — 100 (40+6+4+10+40). А значит главное благодарение Всевышнему — произнесение 100 благословений. И потому в молитве постановили говорить «мойдим». И всякий кто кланяется в мойдим как полагается — засчитывается ему, как если бы он сказал 100 благословений10Коль Бо (122). Толкование р. Иошуа ибн Шуаиба ученика Рашба (Экев на слова «а теперь объясню»).
- Они искупают 98 проклятий в Мишне Тора11ШуТ Йосеф Омец (50) видел это в Кутонет Ор (за авторством того же автора, что и Поним Меирот на главу Ницавим). Рокеах (320). И если добавить ещё «… всякую болезнь и всякий удар…» (Дворим 28:61), то получается 100 проклятий. И поэтому так же Храм был высотой 100 локтей. И за каждое благословение 10 золотых награда, как это говорится в Хулин 87а и знак этому — то что расположено 10 золотых мер у «благословен Бг всесильный Авраама» (Берейшит 24), получается за 100 благословений — 1000 золотых. И отсюда мы видим как любит нас Бг, чтобы мы обнаружили 1000 золотых каждый день12ШуТ Циц Элиэзер (ч. 19, 11:4). Коль Бо 1.
- Цдока, это аббривиатура: 90 оменов, 4 кдуши, 100 благословений, 5 книг Торы
- Поскольку из-за наших грехов разрушен Храм и нет больше ни жертвенника, ни жертв, постановлено нам произносить 100 благословений. И теперь 100 благословений заменяют принесение жертв, как это Б-г обещал Аврааму во время союза меж рассечённых частей. Почему 100? Потому что в Писании есть 100 стихов в которых содержатся все жертвы13Рокеах. Смысл 100 благословений. И там в примечаниях указано, что не понятно, какие 100 стихов имеются ввиду.
- «Именно этим (ки кен) благословляется муж» (Теилим 128:4) - гематрия «ки кен» - 10014Шиболей Лекет, смысл молитвы 1. Сефер аМиногим, примечания древних обычаев.
- «Поэтому (лахен) скажи: Вот Я заключая с ним Мой союз…» (Бамидбар 25:12) - гематрия «лахен» - 10015Сефер аМиногим, примечания древних обычаев.
- «Все они (эн эм) будут благодарить и благословлять…» (Молитва «Нишмат коль хай») - гематрия «эн эм» - 10016р. Давид Авудраам 45б.
- «Назвали его имя — Эйсав» - то есть, все кто его видели — так называли. А про Яакова написано «И назвал его именем» - сам Всевышний назвал, так как награда идёт за ним попятам (экев — пятка). И тогда в имени Яаков17Толкование р. Иошуа ибн Шуаиба ученика Рашба (Толдот на слова «толкались сыновья»)
- йуд — намекает на то, что награда будет в конце
- айн — намёк на «семь столбов» (Мишлей 9:1), каждый из которых состоит из десяти (получается 70 — значение буквы айн)
- куф — десять ???, каждая из которых состоит из 10, и этому соответсвует высота Эйхаля в 100 локетей и 100 благословений
- бейт — намёк на две Торы и две скрижали
Ещё одно объяснение: Яаков — это18Толкование р. Иошуа ибн Шуаиба ученика Рашба (Матот)
- 10 речений, заповедей и аспаклярий
- 70 душ, которые спустились, что соответствует 70 ангелам и 70 мудрецам Санедрина
- 100 — 100 благословений, 100 локтей Эйхаля
- 2 Торы и две скрижали
- 10 испытаний, которые прошёл Авраам отец наш. Первое из них - «лех леха» и последнее - «лех леха». А гематрия «лех леха» - 100, что намекает на 100 благословений. И потому Ицхак родился только когда Аврааму было 100 лет19Толкование р. Иошуа ибн Шуаиба ученика Рашба (Лех Леха).
По некоторым мнениям считаются с ночи, по некоторым — с утра.
Как 100 получается каждый день — см. Ответ р. Натруная Гаона (Орах Хаим 9), Шиболей Лекет (молитва 1), БЙ (ОХ 46:3), МБ (46 комм 14), Арух аШульхан (там же 2), Рамбам (Законы молитвы 7:10 или 14), Авудраам (Врата 3 балгословений заповедей и их законы), Маген Авраам 8 и Махацит аШекель на 46 главу, Сефер аИтим (195), седер рав Амрам полный (стр 83), Йереим полный (255), аМаниг (3) ШАР (там 1), Итур (законы цицит врата 3), ШуТ Циц Элиэзер (ч 19 11)
Мы обязаны делать это по Торе, мудрецам или так ведут себя благочестивые люди?