- благословение после еды говорят на удовольствие от насыщения, поэтому, чтобы его сказать, надо
1: Определённый объём
Съесть/выпить определённый объём. Для еды — это кезайт, для жидкостей — ревиит1Кцот аШульхан 59:8 С-21
2: Определённое время, чтобы съесть
съесть/выпить его за определённое время — 6-7 минут. Это время называется «бикдей ахилат прас». Это актуально даже для тех жидкостей, которые пьют не спеша, типа алкоголя или горячего чая2Кцот аШульхан 59:2, 5..
Разная еда соединятся в кезайт, чтобы сказать более «лёгкое» благословение. И так же разные напитки соединяются друг с другом до ревиита. Но еда и напитки не соединяются ни до кезайта, ни до ревиита3Кцот аШульхан 59:6, 7.
«борей нефашот» | Меайн шалош после фруктов | «аль амихья» | Меайн шалош после вина | |
---|---|---|---|---|
Меайн шалош после фруктов | «борей нефашот» | |||
«аль амихья» | Меайн шалош, упомянув всёС-22 | |||
Меайн шалош после вина | Меайн шалош, упомянув всёС-22 | |||
хлеб | «аль амихья» | Меайн шалош, упомянув всёС-22 |
Едой в данном случае считается твёрдая еда. Напитком — жидкая, даже если это бульон, в котором варилась еда. Если мороженое растаяло — это уже напиток. Фруктовый лёд замёрз — это еда4Кцот аШульхан 59:6, 7.
Есть мнение5Кцот аШульхан 59:8, что брия — в данном случае целый плод, как он растёт — уже требует после себя благословения после еды, поэтому не стоит есть такую брию в объёме меньше кезайта. Но это только если:
- вы съели всё съедобное, что было в этой брие
- её подали абслоютно целойС-23
Если пища состоит из ингредиентов, требующих разных благословений после, то чтобы сказать более «конкретное» благословение после этого блюда в целом, надо чтобы концентрация нужного ингредиента была такой, чтобы за 6-7 минут еды этого блюда съедали кезайт этого ингредиента6Кцот аШульхан 59:3, 4.. См. пример в «Блюда из смеси злаковой и другой муки»
3: Определённое время, чтобы сказать благословение
Сказать7Кцот аШульхан 60:8 благословение пока насыщение от принятой пищи не прошло или не почувствовали жажду после выпитых напитков.
Если человек не наелся, то, поскольку теперь определить время, когда ещё не поздно сказать благословение уже не получается, надо сказать благословение сразу.
Если этого не сделалС-24, то
- Если это хлеб (трапеза) или мезонот, то не говоря благословения перед едой съедаем кезайт хлеба/мезонота и произносим благословение после еды. И хотя мы создаём себе сомнение в вопросе благословения перед, оно того стоит, чтобы снять сомнение в вопросе благословения послеС-25
- Если же это «яблоко», то тут такая логика не срабатывает, так как сомнение в благословении до ничем не лучше сомнения в благословении после. И даже наоборот, ведь запрещено получать удовольствие от мира без благословения, и мы предлагаем сделать что-то, вместо того, чтобы ничего не делатьС-26. Но если учесть мнение, что еда переваривается 72 минуты, мы получаем следующий расклад
Благословение до | Благословение после | Итог | ||
---|---|---|---|---|
До 72 минут | С учётом мнения | Ещё не надо | Всё ещё надо | Не говорим до, съедаем кезайт, говорим после |
Без учёта мнения | Не знаем | Не знаем | ||
После 72 минут | С учётом мнения | Уже надо | Уже поздно | Ничего уже не говорим и не едим |
Без учёта мнения | Не знаем | Не знаем |
При этом остаётся универсальное решение, съесть что-то, на что мы точно должны сказать благословение до (так как не имели этого ввиду) и потом сказать благословение после, имя ввиду предыдущий приём пищи.