Они в принципе не взаимозаменяемые. Но если в смысл благословения вписывается что-то, на что оно не рассчитано — в некоторых случаях это помогает постфактум, когда объект подходит по смыслу текста благословения. А иногда (когда по смыслу получается даже более конкретное благословение (см. п. 1)) — и изначально1Кцот аШульхан 60:3. Например:
- Если вы ели фрукты, которыми славится Земля Израиля, и другие фрукты — достаточно сказать меайн шалош, и «борей нефашот» не требуется, так как вы и так благодарите за плоды дерева.
- Постфактум меайн шалош засчитается и вообще за любые плоды дерева (так как это «за дерево и за плоды дерева»). При этом «аль амихьё» не закрывает другую насыщающую еду (мясо, рыбу)2Кцот аШульхан 60:6.
- Если ели яблоки и пили вино — тут не получится никак это совместить (яблоко никак не плод виноградной лозы) (даже если в меайн шалош упомянуть плоды дерева) и потому нужно будет два благословения — «борей нефашот» и меайн шалош?-2.
- Если ели виноград и пили вино, то по умолчанию меайн шалош после вина не засчитается за виноград, но если иметь такое намерение — засчитается. Делать, однако, так не стоит, и стоит явно упомянуть плоды дерева в меайн шалош.
- Первое благословение биркат амазона (и так же «аль амихья»3Беер Эйтев 208:23. Кцот аШульхан 60:6) засчитается постфактум не только после мезонота, но и после вина и после финиковС-14 С-15 4Кцот аШульхан 60:4, 5.
Ещё надо отметить, что вино является «хлебом» для напитков, поэтому благословения перед и после вина освобождают все остальные напиткиС-16 ?-3.
Еда Благословение | Хлеб | Мезонот | Вино | Финики | Виноград | 3 фрукта | Осталные фрукты | Овощи | Остальное | Напитки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
БАС-17 | Проверить | Проверить | Проверить | Проверить | Проверить | Проверить | ||||
аМихьё | Биркей Йосеф 167:10; Ябиа Омер ч2 ОХ 12; Спор в понимании БЙ | |||||||||
аПерот | ||||||||||
аГофен | Проверить: Если пил вино | |||||||||
БНР |
1: Решение сомнения в благословении после еды
Тем не менее есть решение и для ситуации, когда мы не знаем, какое благословение говорить после еды. Например, мы сомневаемся, говорить «борей нефашот» или «аль амихьё». В таком случае можно съесть что-то, после чего надо говорить «борей нефашот» и что-то, после чего надо говорить «аль амихьё». И сказать оба благословение имея ввиду сомнительный продукт5Кцот аШульхан 60:6.
Если нет мезонота — то можно взять вино или плод из 7 видов, сказать благословение после него, упомянув в благословении мезонот6Кцот аШульхан 60:6.
Если же нет ничего, кроме сомнительной еды — не говорим после неё ничего7Кцот аШульхан 60:6 ?-4.