Ластов Ишаяу: Шульхан Арух аШалем Орах Хаим: , часть 50

test1

1: Мелаха

1: Ав/Толада

Ав: та работа, которая была при строительстве Мишкана. Есть три вида толады:

  1. Та же цель, но другим предметом (полив: посадка, но не семя, а вода)
  2. То же действие, но другая цель (измельчение металла)
  3. Тот же результат, но другим способом (нарезать вместо перетереть)

1: Момент нарушения

С момента получения результата Спор мудрецов С момента совершения мелахи (вне зависимости от достижения результата)
  • Варка
  • Ловля
Посев (с момента как посадили, или как укоренилось) Зажигание огня
Таб. 1.: С какого момента нарушается шабат?

1: Млехет махшевет

Должны быть выполнены все 7 условий. Если какое-то не выполнено, это по умолчанию будет запрещно по мудрецам

1: Стандартный способ
  1. То есть, если сделана работа стандартным способом — запрещено по Торе. Нестадартным способом — по мудрецам. Или это вообщене мелаха. Но не в каждой мелахе есть нестандартный способ. Например в борер это либо запрет Торы, либо вообще разрешено
  2. Изменение должно быть в самой мелахе. Если нестандартным способом поставили на плиту кастрюлю — это не изменение способа варки
2: «Ради неё самой»

Работа должна быть сделана ради стандартной цели. В некоторых случах для избежания ущерба это может быть разрешено.

3: Намеренная работа

Противоположные варианты:

  1. Митасек: человек вообще сделал работу не осознанно: облокотился на стену и случайно нажал выключатель. В данном случае мелаха вообще никак не фигурировала в голове у человека.

    Не стоит путать это с шогег: когда человек либо забыл, что сегодня шабат, либо не знал, что эта мелаха запрещена. В этих случаях человек знал, что делает, делал это осознанно. И это нарушение шабата, требующее искупления жертвой хатат. Тогда как митасек по некоторым мнениям вообще не грех.

  2. Не псик рейша: человек делал разрешённое действие и из-за этого могла произойти мелаха, а могла не произойти. Это разрешено. Напирмер, открыть холодильник, если не помнишь, есть там лампочка или нет.
  3. Псик рейша: человек делал разрешённое действи и из-за этого точно происходит мелаха. Тут может быть два варианта:
    1. Псик рейша вениха лей: результат псик рейши человеку выгоден — это запрещно по Торе
    2. Псик рейша вело ниха лей: результат псик рейши человеку либо не выгоден, либо вообще вреден — это запрещно по мудрецам
4: Долговечный результат

В случае долговечного результата — будет запрещно по Торе. В случае недолговечного результата — запрещено по мудрецам. Если результат вообще «не существует» - разрешено, например, писать пальцем в воздухе.

5: Конструктивная мелаха
6: Мелаху надо сделать целиком и в нужном размере

Сделать её в неполном размере — всё равно будет запрещено по Торе, но за это не полагается наказание.

В случае, если делают не всю малаху и результат этой части «не существует» - это вообще разрешено (завязать одиночный узел)

7: Действие

В отличие от граммы: действие, которое само по себе недостаточно, чтобы гарантированно произошла или была ускорена мелаха, но из-за сторонней ожидаемой причины мелаха всё же произойдёт.

Грамма будет разрешена для предотвращения ущебра

2: Мукце

Ради самого себя Ради места Изменённым способом1То есть, телом двигаем само мукце, но не стандартно, например — ногой. Можно даже ради самого мукце «Бочком»2Разрешённым предметом двигаем мукце. Можно только ради разрешённого предмета
Предмет для запрещённой работы
Основание для запрещённого предмета Как3Как то, что сделало его мукце. При этом по некоторым мнениям, предмет для запрещённой работы не создаёт основание
Псевдомукце
Мукце из-за убытка
Мукце само по себе
Мукце из-за сторонней причины
Мукце из-за заповеди
Нойлад
Мукце из-за отвращения
Таб. 2.: Виды мукце и их перемещений

1: Уточнение по видам мукце

1: Предмет для запрещённой работы

Большая часть использования которого — для запрещённой работы. Даже если запрет лишь по мудрецам

2: Основание для запрещённого предмета

Нужно, чтобы было выполнено все 7 условий одновременно:

  1. Положил хозяин основания или в его интересах
  2. Положили намеренно или это стандартное место
  3. Положили с намерением что пролежит весь БаШ (в крайнем случае можно облегчить если ????) и так и пролежало
  4. Основание ради мукце
  5. Мукце сравнимо с основанием по ценности
  6. Нет другого сравнимого разрешённого
  7. Лежит на вещи, не на второстепенной к ней

Основанием становится только та часть предмета, которая необходима. Лишнее — нет. Например, если скатерть — основание для подсвечников, то только та часть скатерти, на которой подсвечники стоят

3: Псевдомукце

Отличается от мукце тем, что может менять статус во время шабата. Три вида:

  1. Сделал мукце в шабат — можно отменить
  2. Было запрещено в БаШ, но 1) не из-за нас 2) не нашим действием
  3. 1) запрещено в БаШ 2) точно знаем, что станет разрешено 3) не хотим чтобы было запрещено
4: Мукце из-за убытка

Три вида:

  1. для запрещённой работы + слишком дорогое, чтобы использовать для другой цели
  2. вещь, у которой есть постоянное место и её не двигают, чтобы она не сломалась
  3. То, чем торгуют, если хозяин не пользуется товарами для себя (кроме еды)
5: Мукце из-за сторонней причины

АР считает что такого вида нет

6: Мукце из-за заповеди
7: Нойлад

Три вида:

  1. принципиально что-то новое — запрещено и в шабат и в йом тов
  2. уже было, но изменился статус (была еда человека — стала едой животного) — в шабат можно, в йом-тов нельзя
  3. была еда — осталась еда, но другая (порошок для мороженного — мороженное) — не мукце вообще

2: Правила

1: Либо мукце, либо не мукце

Если вещь была мукце на начало шабата (БаШ) — она остаётся мукце весь шабат. К ноладу это применимо в том плане, что когда он появился в шабат — его статус оказался мукце и он уже не меняется. А то что не мукце на начало шабата — остаётся не мукце до конца шабата.

2: Ошибка статус мукце не меняет
3: Если попало в руку разрешённым способом — можно положить куда и когда захочешь

2: Мойлид

3: Битуль кли меахиной

4: Граф шель реи

5: Мукце нееврея

Требуется доработка

6: Не мукце

Можно для любых целей, кроме без цели. А вот книги, еду, ??? , +то что обычно используют (посуда) — можно даже без цели

2: Выгода от работы в шабат

Тора Мудрецы или сомнение Т/М
Мезид Шогег4Если выгода от работы наступает после шабата, то весь «после шабата» становится как «шабат» и поэтому результатом работы пользоваться будет запрещено, и её надо уничтожить Мезид Шогег
В шабат
После шабата ему 5Иногда надо ждать БшЯ
остальным6Даже тому, для кого её сделали
Таб. 3.: Выгода от работы в шабат

Сохранение текущего статуса не называется получением выгоды. Например, если еда не портится от того, что хранится в холодильнике, это не называется получение выгоды от работы производства электричества в шабат.

Выгоду от работы ребёнка в шабат можно получать, если он сделал её сам. Если же по указанию взрослого, даже косвенному — будет запрещено БшЯ

2: Нееврей в шабат

Два разных запрета:

  1. получение выгоды от его работы в шабат — запрещено получать прямую физическую выгоду от работы, даже есл он сделал её по своей инициативе. Под такой выгодой подразумевается:
    1. выгода от запрещённо сделанной вещи
    2. или от вещи, с которой сделан запрет, если без этого не возможно было бы ей воспользоваться
  2. Амира ленохри, даже если нет выгоды. Касается и запретов мудрецов. Приказ содержит в себе призыв и указание, что сделать. Намёк — когда есть только указание, но не призыв7«Почему в прошлый шабат тут не выключили свет?!». Рассказ — нет ничего.
Приказ\Исполнение Шабат Не шабат
Шабат ПНР ПНР
Не шабат ПНР ПНР
Таб. 4.:
Назад

© 2019-2025 LaSil. v0.4