1: Мелаха
1: Ав/Толада
Ав: та работа, которая была при строительстве Мишкана. Есть три вида толады:
- Та же цель, но другим предметом (полив: посадка, но не семя, а вода)
- То же действие, но другая цель (измельчение металла)
- Тот же результат, но другим способом (нарезать вместо перетереть)
1: Момент нарушения
С момента получения результата | Спор мудрецов | С момента совершения мелахи (вне зависимости от достижения результата) |
---|---|---|
|
Посев (с момента как посадили, или как укоренилось) | Зажигание огня |
1: Млехет махшевет
Должны быть выполнены все 7 условий. Если какое-то не выполнено, это по умолчанию будет запрещно по мудрецам
1: Стандартный способ
- То есть, если сделана работа стандартным способом — запрещено по Торе. Нестадартным способом — по мудрецам. Или это вообщене мелаха. Но не в каждой мелахе есть нестандартный способ. Например в борер это либо запрет Торы, либо вообще разрешено
- Изменение должно быть в самой мелахе. Если нестандартным способом поставили на плиту кастрюлю — это не изменение способа варки
2: «Ради неё самой»
Работа должна быть сделана ради стандартной цели. В некоторых случах для избежания ущерба это может быть разрешено.
3: Намеренная работа
Противоположные варианты:
-
Митасек: человек вообще сделал работу не осознанно: облокотился на стену и случайно нажал выключатель. В данном случае мелаха вообще никак не фигурировала в голове у человека.
Не стоит путать это с шогег: когда человек либо забыл, что сегодня шабат, либо не знал, что эта мелаха запрещена. В этих случаях человек знал, что делает, делал это осознанно. И это нарушение шабата, требующее искупления жертвой хатат. Тогда как митасек по некоторым мнениям вообще не грех.
- Не псик рейша: человек делал разрешённое действие и из-за этого могла произойти мелаха, а могла не произойти. Это разрешено. Напирмер, открыть холодильник, если не помнишь, есть там лампочка или нет.
- Псик рейша: человек делал разрешённое действи и из-за этого точно происходит мелаха. Тут может быть два варианта:
- Псик рейша вениха лей: результат псик рейши человеку выгоден — это запрещно по Торе
- Псик рейша вело ниха лей: результат псик рейши человеку либо не выгоден, либо вообще вреден — это запрещно по мудрецам
4: Долговечный результат
В случае долговечного результата — будет запрещно по Торе. В случае недолговечного результата — запрещено по мудрецам. Если результат вообще «не существует» - разрешено, например, писать пальцем в воздухе.
5: Конструктивная мелаха
6: Мелаху надо сделать целиком и в нужном размере
Сделать её в неполном размере — всё равно будет запрещено по Торе, но за это не полагается наказание.
В случае, если делают не всю малаху и результат этой части «не существует» - это вообще разрешено (завязать одиночный узел)
7: Действие
В отличие от граммы: действие, которое само по себе недостаточно, чтобы гарантированно произошла или была ускорена мелаха, но из-за сторонней ожидаемой причины мелаха всё же произойдёт.
Грамма будет разрешена для предотвращения ущебра
2: Мукце
Ради самого себя | Ради места | Изменённым способом1То есть, телом двигаем само мукце, но не стандартно, например — ногой. Можно даже ради самого мукце | «Бочком»2Разрешённым предметом двигаем мукце. Можно только ради разрешённого предмета | |
---|---|---|---|---|
Предмет для запрещённой работы | ||||
Основание для запрещённого предмета | Как3Как то, что сделало его мукце. При этом по некоторым мнениям, предмет для запрещённой работы не создаёт основание | |||
Псевдомукце | ||||
Мукце из-за убытка | ||||
Мукце само по себе | ||||
Мукце из-за сторонней причины | ||||
Мукце из-за заповеди | ||||
Нойлад | ||||
Мукце из-за отвращения |
1: Уточнение по видам мукце
1: Предмет для запрещённой работы
Большая часть использования которого — для запрещённой работы. Даже если запрет лишь по мудрецам
2: Основание для запрещённого предмета
Нужно, чтобы было выполнено все 7 условий одновременно:
- Положил хозяин основания или в его интересах
- Положили намеренно или это стандартное место
- Положили с намерением что пролежит весь БаШ (в крайнем случае можно облегчить если ????) и так и пролежало
- Основание ради мукце
- Мукце сравнимо с основанием по ценности
- Нет другого сравнимого разрешённого
- Лежит на вещи, не на второстепенной к ней
Основанием становится только та часть предмета, которая необходима. Лишнее — нет. Например, если скатерть — основание для подсвечников, то только та часть скатерти, на которой подсвечники стоят
3: Псевдомукце
Отличается от мукце тем, что может менять статус во время шабата. Три вида:
- Сделал мукце в шабат — можно отменить
- Было запрещено в БаШ, но 1) не из-за нас 2) не нашим действием
- 1) запрещено в БаШ 2) точно знаем, что станет разрешено 3) не хотим чтобы было запрещено
4: Мукце из-за убытка
Три вида:
- для запрещённой работы + слишком дорогое, чтобы использовать для другой цели
- вещь, у которой есть постоянное место и её не двигают, чтобы она не сломалась
- То, чем торгуют, если хозяин не пользуется товарами для себя (кроме еды)
5: Мукце из-за сторонней причины
АР считает что такого вида нет
6: Мукце из-за заповеди
7: Нойлад
Три вида:
- принципиально что-то новое — запрещено и в шабат и в йом тов
- уже было, но изменился статус (была еда человека — стала едой животного) — в шабат можно, в йом-тов нельзя
- была еда — осталась еда, но другая (порошок для мороженного — мороженное) — не мукце вообще
2: Правила
1: Либо мукце, либо не мукце
Если вещь была мукце на начало шабата (БаШ) — она остаётся мукце весь шабат. К ноладу это применимо в том плане, что когда он появился в шабат — его статус оказался мукце и он уже не меняется. А то что не мукце на начало шабата — остаётся не мукце до конца шабата.
2: Ошибка статус мукце не меняет
3: Если попало в руку разрешённым способом — можно положить куда и когда захочешь
2: Мойлид
3: Битуль кли меахиной
4: Граф шель реи
5: Мукце нееврея
Требуется доработка
6: Не мукце
Можно для любых целей, кроме без цели. А вот книги, еду, ??? , +то что обычно используют (посуда) — можно даже без цели
2: Выгода от работы в шабат
Тора | Мудрецы или сомнение Т/М | |||
---|---|---|---|---|
Мезид | Шогег4Если выгода от работы наступает после шабата, то весь «после шабата» становится как «шабат» и поэтому результатом работы пользоваться будет запрещено, и её надо уничтожить | Мезид | Шогег | |
В шабат | ||||
После шабата | ему | 5Иногда надо ждать БшЯ | ||
остальным6Даже тому, для кого её сделали |
Сохранение текущего статуса не называется получением выгоды. Например, если еда не портится от того, что хранится в холодильнике, это не называется получение выгоды от работы производства электричества в шабат.
Выгоду от работы ребёнка в шабат можно получать, если он сделал её сам. Если же по указанию взрослого, даже косвенному — будет запрещено БшЯ
2: Нееврей в шабат
Два разных запрета:
- получение выгоды от его работы в шабат — запрещено получать прямую физическую выгоду от работы, даже есл он сделал её по своей инициативе. Под такой выгодой подразумевается:
- выгода от запрещённо сделанной вещи
- или от вещи, с которой сделан запрет, если без этого не возможно было бы ей воспользоваться
- Амира ленохри, даже если нет выгоды. Касается и запретов мудрецов. Приказ содержит в себе призыв и указание, что сделать. Намёк — когда есть только указание, но не призыв7«Почему в прошлый шабат тут не выключили свет?!». Рассказ — нет ничего.
Приказ\Исполнение | Шабат | Не шабат |
---|---|---|
Шабат | ||
Не шабат | ПНР |