Рав Каро Йосеф: Шульхан Арух Йоре Деа: симан 96

test1

1:

Редька или свёклагильон МААРША-1, которую порезали мясным ножом бен йомотаз-1 или не чистым - запрещено их есть с молоком, пока не срежут с места среза кдей нетила (в толщину пальца) или не попробуеттаз-2 и не будет в нём вкуса мяса - и тогда можно после ополаскивания.

А есть мнение, что такой же законтаз-3 даже если нож не бен йомо и чистый.

А если не срезали на нетилу и не пробовали на вкус и сварили в молоке - нужно 60 против той части ножа, которой резалтаз-4 таз-5. И то же применимо в случае если резал ножом неевреятаз-6.

А если нарезал тонко-тонко - надо 60 против всей редьки (БЙ от имени СМаГ).

А есть мнение, что если нарезал редькутаз-7 запрещённым ножом - она вся запрещена (РАШБА, РаН и так следует из Аруха правило 38). И так же если нарезал мясным ножом - всю запрещено есть с молоком. И так принято изначально, но постфактум - запрещено только на нетилу (БЙ и Исур веЭйтер).

И всё это если нарезал саму редьку. Но если резал ботву редьки - нет проблемы.

А если мы сомневаемся, нарезали ли зарпещённым ножом - мы облегчаем. И потому покупаем редис с отрезанной ботвой, так как предполагаем что отрубили её тяпкой (там в примечании, и МААРАЙ в примечании Шаарей Дура). И там где можно купить только нарезанные ножом - принято покупатьтаз-8 и разрешать, если снять нетилу.

2:

Если нарезал им лук, чеснок, хрен

примечания Шаарей Дура и примечания Исур веЭйтер там

и аналогичные этому острые вещи и квашеные плодытаз-9 (Орхот Хаим) и солёные рыбы - закон такой же как если бы резали редьку (Шиболей Лекет)

И в любом случае можно есть острые специи неевреев, такие как имбирь и подобные ему, так как у них есть специальная посуда для специй или их срывают вручную (Мордехи и Агуда, глава кейцад меворхин)

3:

Специи, которые толокли в мясной ступке бен йомотаз-10 - запрещено есть их с молоком

(а есть мнение, что даже не бен йомо) (Рашба 459, Арох и см выше 95:2 в конце в примечании)

4:

"Лимонная вода"таз-11 шах-20 которую привозят неевреи и так же нарезанная солёная рыба, которую привозят неевреи в бочках - разрешены

так как привозят сразу много в одной бочке и даже если запретилась часть, которые были нарезаны запрещённым ножом сперва - они битулируются в последующих, которые нарезаны затем и не запретились, так как уже битулировался вкус ножа [в процессе нарезки] первых. И потому все они разрешены. И так же в аналогичных случаях (БЙ от имени Шиболей Лекет).

И потому едят в некоторых местах квашеную капустутаз-12 (קומפש"ט), хотя она и нарезана. А есть места где в этом вопросе устрожаются. И не надо изменять обычай (МААРИН 49). Но остальные вещи, не острые, например яблоки или репа сушёная и тому подобное - принято разрешать как "лимонную воду" и не надо устрожаться вообще (Арух)

5:

Разрезал огурец мясным ножом - можно есть его с молоком если просто соскоблить место разреза. А если разрезал репу - даже соскребать не нужно, достаточно ополоснуть. И более того, даже редьку если резал после репы - достаточно ополоснуть как и репу, так как вкус репы особый и битулирует вкус, выделяющийся из ножа

И это именно репа, так как у неё особенный вкус. Но зелень или хлеб и другие вещи - нет. И даже репа разрешает нарезанную редьку только первый отрез. Но много разрезов поможет только если резал репу перед каждым отрезом (БЙ от имени СМАГ)

Назад
Вперёд

© 2019-2024 LaSil. v0.4