Рав Каро Йосеф: Шульхан Арух Йоре Деа: симан 92

test1

1:

Кезайт мясатаз-1 упал в кастрюлю с кипящим молоком — нееврей пробуетшах-1 молоко. Если он говорит, что в нём чувствуется вкус мяса — запрещено [молоко] , а если нет [- вкус мяса не чувствуется] — разрешено, даже если нет [в молоке] 60 [к мясу]. А сам кусок запрещён.

Про что идёт речь? Если вытащил кусок до тогошах-2, как он выделил молоко, которое впитал, то есть пока кастрюля ещё кипит. Но если не успел вытащить [до этого времени, то есть, когда кастрюля перестала кипеть1, и кусок] мог успеть выделить молоко, которое впитал, то даже если нееврей пробует и говорит, что нет там вкуса [мяса] вообще — запрещено, если нет 60 [в молоке против мяса].

См далее 98, что мы не полагаемся на пробование нееврея и всегда требуем 1 к 60.

2:

Упало молокошах-3 в кастрюлю с мясомтаз-2 — пробуем тот кусок, на который упало молоко. Если нет в нём вкуса молока — вся [кастрюля] разрешена, а если есть в куске вкус молока — этот кусок запрещёнтаз-3. А так как мы не полагаемся на пробование нееврея — нам нужно 60 в куске [против молока], и если нет — кусок запрещён.

II. 1И [, если кусок оказался запрещённым,] оцениваемшах-4 [этот кусок] против всего, [то есть,] если во всём, что было в кастрюле — мясе, зелени и бульона со специями — было в 60 раз больше, чем тот [запрещённый] кусок — запрещённый кусок запрещён, а остальное — разрешено.

III. Про что идёт речь? Про случай, если не мешал кастрюлю после того, как упало в неё молоко, а лишь в конце2 или не закрывал её крышкой.

IV. Но если мешал от начала до конца3 шах-5 таз-4 или закрыл крышкой после того, как упало в кастрюлю молоко и было закрыто крышкой до конца — оцениваем [сразу] всё против молока [сразу, а не только против этого куска, как в предыдущем случае].

V. И так же в случае если вообще не мешалтаз-5 ни в начале, ни в конце, и не накрывал крышкой, если есть в кастрюле 60 против капли молокашах-6, которая в неё упала — запрещён только кусок [на который упало молоко], а вся кастрюля разрешенашах-7 (БЙ от имени РАЙВАДа и МАГИД МИШНЕ от имени РАМБАМа).

VI. И так же если мешал в начале или закрыл сразу, хотя и не мешал и не закрыл в конце — вся кастрюля присоединяется [чтобы битулировать молоко]

VII. если помешал и заркыл сразу, как только упал туда запрет (ТУР, БЙ от имени РИ Н Хавив).

И так же если [капля молока] упалашах-8 в суп или на кусок, но не известно на какой — мешает всю кастрюлю так чтобы перемешалось всё. И если есть во всей кастрюле вкус молока — запрещено, а если нет — разрешено. А если нет нееврея, который может попробовать и могли бы положиться на него — оцениваем к 60 (до сих слова (?) РАМБАМа)

А есть спорящие с этим и считающие, что не помогает то, что помешает кастрюлю если не помешал сразу, как только упал запрет. И так и принято.

3:

Если кусок запретился из-за молока — весь кусок становится запрещённым и если его сварили с другимитаз-7 — нужно 60 чтобы битулировать его весь. А если мы знаем, что это за кусок — его надо выкинуть, а остальные разрешенышах-9. А если не знаем — бульон разрешён, а все куски запрещены, если [изначальный] запрещённый кусок был рауя леискабедтаз-8.

4:

Кусок сам становится запретом (ханан) мы говорим только в мясе с молокомшах-10 таз-9, но в других запретах, например, если кезайт хейлева, который впитался в кусок и нет в куске 60 чтобы битулировать [хейлев] и он стал запрещён, а после этого его сварили с другими [кусками] — нужно только 60 против кезайта хейлева и тогда даже сам [первый] кусок становится разрешённымшах-11 таз-10.

А есть те, кто говорят, что во всех запретахтаз-11 кусок становится невейлашах-12 (ТОЙСФОЙС, СМАГ, СМАК, Мордехи и ахаройним). И таков распространённый обычай и не надо его менять. И это именно если запрет был довук [прикреплён]таз-12 к разрешённому куску или если весь кусок вне бульона и на него упал запреттаз-13. Но если часть кускатаз-14 внутри бульона и запрет не прикреплён к нему — не говорим ханан и вся кастрюля присоединяется чтобы битулировать. Но в любом случае стоит устрожиться и запретить этот кусок (АРУХ 28). И всё это в остальных запретах. Но в мясе с молоком, хотя и запрет не довук и кусок частично в бульоне — говорим хананшах-13.

Есть те, кто говорят, что не говорим ханан если смешался жидкий запретшах-14 с жидким разрешённымтаз-15, а затем [эта смесь] смешалась с другим разрешённым — тогда надо только 60 против запрета, который упал (Мордехи глава «всякое мясо», РАШБА, РАН от имени РАВАД). И можно положиться на это в остальных запретах в случае большого ущерба, но не в мясе с молокомшах-15. А если смешались сухой [запрет] и сухое [разрешённое]таз-16 — не говорим ни в каких запретах хананшах-16. И смотри далее 99 (комментарий 15 в ШАХе) ещё про ханан. Сосуд, ставший запрещённымшах-17 из-за впитывания запрета, не говорим про него ханан и не требуем 60 против [всего сосуда, а только против] впитанного запрета (Мордехи, глава «гид аноше») И смотри далее глава 98.

5:

Капля молока шах-18, попала снаружи на кастрюлю, стоящую на огне, на место напротив еды [= ниже уровня еды] - нужно только 60 против каплишах-19, которая просачивается внутрь таз-17 и [мы смотрим на это] как будто капля упала [прямо] в еду. А если упала на пустое место [, то есть, выше уровня еды],то [мы опасаемся, что] она распространяется в стенке [и запрещает максимум] до места варева [(потому что если она дойдёт до места варева - варево будет её битулировать, как сказано в начале сеифа,) и при этом] пока нет 60 против капли [(потому что если капля распространится на больший объём - она будет битулирована)] и запрещает эту часть кастрюли [таким образом капля запретит максимальный возможный оъём - всю ту часть кастрюли, которая выше уровня пищи и при чуть меньше, чем 60 объёмов капли]. И если [потом] лил варево через запрещённую часть кастрюли - варево запрещается. И решение этого - оставить кастрюлю пока не остынет [и потом уже вылить еду из неё].

И это именно если кастрюля старая. Но если она новая - в любом случае надо 60 только против капли, которая упала на кастрюлю, как дальше в главе 98 про ложку.

6:

Приято в мире запрещать, когда капля упала на стенку не напротив еды. Но это именно когда упала на ту сторону, которая не напротив огня. Но если упала напротив огня - можно, так как огонь сжигает и высушивает

и тогда кастрюля сама тоже разрешена (??примечания Шаарей Дура, Арух правило 31??)

И это именно когда [упало] что-то небольшое, например, капля. Но если упало много - нельзя разрешить даже если упало напротив огня, кроме как если упало напротив еды и есть 60

И тогда кастрюля будет запрещена, даже если есть 60 в еде против капли, которая упала. И надо вылить сразу еду из кастрюли через другую сторону, не через ту, на которую упала капля. И если сварил в этой кастрюле другую еду - закон как в первый раз (??Арух правило 31??)

7:

Есть тот, кто разрешает в шаас адхак, например, в канун шабаташах-29 таз-22, даже если [упало] не напротив едышах-30 и не напротив огнятаз-23, если есть 60таз-24

И так принято.

А если пролилось молокотаз-25 или другой кипящий запрет на поверхность и поставлии на него горячую кастрюлюшах-31: если то что вылилось не у огняшах-32 - то это лишь второй сосуд и потому кастрюля запрещена, так как впитает немного, а еда разрешенашах-33, так как нижнее определяет.

А струя из кипящей кастрюли которая попала сбоку на холодную кастрюлю - если прервалась струя из кипящей кастрюли до того, как попала в холодную - это тоже как второй сосудтаз-26. А если не прерваласьтаз-27 - это как струяшах-34 [из первого сосуда] и холодная кастрюля запрещена, если рука обжигается от струи, достигающей кастрюли; а еда в кастрюле разрешена, так как струя зарпещает только на клипушах-35

Но если кастрюля горячая и она первый сосуд и тем более стоит на огне - даже если струя холодная - всё запрещено, так как нижнее определяетшах-36 и это как холодное попавшее в горячее когда всё запрещено, как объясняется выше в главе 91

Капля упала на крышку кастрюли - закон как если бы упала на кастрюлю напротив еды, если кастрюля начала кипетьшах-37 таз-28, так как тогда поднимается пар постоянно, достигает крышки и спускается затем обратно к вареву.

8:

Сковороду с молоком поставили на киру под кастрюлю с мясом - пар, поднимается и впитывается в кастрюлю и запрещает её.

Если было молоко в сковороде. И надо 60 в еде в кастрюле против молока в сковороде. И всё это говорится про открытую сковороду когда пар поднимается из еды самой в кастрюлю над ней, и так что расстояние между ними небольшое, что рука обжигается от пара в месте касания с кастрюлей. Но если рука не обжигается от пара - всё разрешено. И потому вешают мясо сушиться над мясной кастрюлей и не опасаются поднимающихся паров. И так же если сковорода закрыта - всё разрешено так как это подобно двум кастрюлямтаз-29, касающимся друг друга и они не запрещают друг друга касанием, тем более паром. Однако изначально стоит избегать этого.

9:

Свеча из хелеваГильон МааРША-45, сделанная на подобии восковой свечи: если из неё капнуло на сосуд - достаточно только грейрыГильон МааРША-46. Но расплавленный горячий хелев из которого капля попала на сосуд - [сосуду] требуется агала

Назад
Вперёд

© 2019-2024 LaSil. v0.4