Рав Каро Йосеф: Шульхан Арух Орах Хаим: симан 245

test1

1: В каком случае можно делить пополам, а в каком случае - нельзя

Еврей и нееврей, у которых есть в совместном владении поле, пекарняМА-1, баня или водяная мельница или магазин, то если с самого начала, до того, как стали партнёрами, они договорились что суботний заработок будет только нееврею, не важно, большой он или маленькийМА-2, а заработок другого дня, вместо шабата, будет только еврею, то так можно.

А если не договорилисьтаз-1 так с самого начала, то когда будут делить прибыль, нееврей берёт всё заработанное за шабат, а остальное делят пополам.

А если не известно, сколько заработано за шабат, то нееврей берёт 1/7 заработка, а остальное делят пополам.

А есть те, кто разрешают постфактум делить заработок пополамМА-3, даже если не договорились так изначально (РОШ, гл. 1 Авода Зара. Рабейну Ерухам, алаха 12). И видится мне, что в случае большого ущерба можно на это положиться.

А есть мнение, что всё это касается лишь ситуации, когда каждый работает по отдельности в свой день (Бейт Йосеф), но если они работают вместе каждый деньМА-4, а в шабат работает только нееврей — можно тогда делить с ним весь заработок, так как нееврей работает по собственной инициатеивеМА-5 и еврей не получает выгоду от шабатней работы, так как он в шабат и не должен ничего делать. Но даже в этом случае нельзя брать заработанное за шабат, если только не в «включённым»МА-6 в заработок остальных дней (РаН, гл. 1 Шабата??? и гл. 1 Авода Зара).

2: Можно делить пополам, если правильно договорились изначально

В случае, если изначально договорилисьтаз-2, а потом нееврей согласился поделить пополам - можно.

3: Как можно исправить ситуацию, если уже не договорились

Если не договорились изначально, то можно это исправить, если продавец [поля, которое они купили в партнёрстве, или другого бизнеса] вернёт им деньги за землюМА-7, или они продадут её другому человеку, а потом купят у него это в качестве партнёров, договорившись в момент покупки [на правильных условиях].

Если же они партнёры в магазине и не договорились [как надо], то каждый из них пусть возмьёт свою долю и разделят бизнес, а потом снова устроют партнёрство, договорившись изначально.

А если они получили землю, чтобы на ней работать вместе, то пусть отменят партнёрство и простят каждый друг другу свою долю, а после этого снова договорятся о партнёрстве.

А если [еврей] захочеттаз-3 сдать свою долю неевреюМА-8 по шабатам или нанять его за сдельную плату — можно, как это объяснено выше, в конце главы 254 по поводу налогов и монеты, что разрешено. И тем более тут будет разрешено с партнёром-неевреем.

4: Бизнес на деньги еврея

Может еврей дать нееврею деньги, чтобы он занялся на них бизнесом. И хотя нееврей и будет торговать на них в шабат, можно потом поделить заработок пополам, потому что эта работа вообще не лежит на еврее, чтобы он был обязан ей заниматься и мы сказали бы, что нееврей работает [в шабат] как его посланник. И так же по этой работе вообще не заметно чья она.

И именно в таком случае, когда лишь нееврей торгует на деньги. Но если каждый из них работает в свой день и еврей должен отработать то, что нееврей работал в шабат - запрещено (Бейт Йосеф от имени гаона).

Если у еврея есть залог от нееврея - см. далее в гл. 325:2-3

5:

Может еврей дать товар нееврею, чтобы тот продавал его, если определил ему за это плату. Главное, чтобы не говорил ему продавать в шабат.

Пекарня, которую еврей взял в залог у неевря и нееврей согласился, что заработанное в пекарне будет отдавать еврею в качестве процента [за долг] — можно брать заработанное в шабат, так как это во власти нееврея и еврей не имеет в этом доли; а кроме того еврей не говорит ему работать в шабат и нееврей делает это по собственной инициатеиве для выполнения условия.

6: Если работали принудительно в еврейской пекарне

Если неевреи испекли в пекарне еврея в шабат без его разрешения и дали ему в плату за пекарню хлеб - запрещено получать от него выгоду.

Назад
Вперёд

© 2019-2025 LaSil. v0.4