Глава гид аноше (96б) и в другхи местах (Псохим 76а, Кол абосор 111б) написано "солёное - как кипящее, замоченное - как сваренное". И в последней главе Авода Зора про мышь в алкоголе пишет Пишет РОШ (11):
Странно это, ведь этот алкоголь и уксус (про который говорится дальше) - холодные, почему же будут запрещены из-за попадания туда мыши? А если ты скажешь, что если муха попадёт в вино - оно будет запрещено, то ведь свидетельстовал злодей (Мегила 13б) что так ?? и бросили и пили!
И надо сказать, что она пробыла там много времени и стала ковуш и выделила свой вкус с алкоголь и уксус. И не объяснила ТораПХ-1 сколько должно пробыть в уксусе или алкоголе, чтобы считалось ковуш как варёное.
И слышал я от имени РАЦБА, что если пробыло в нём целый день, 24 часа, называется ковуш и передаёт вкус как при варке.
И доказательство этому из того, что сказано в Хулине (108а) "мясо в молоке - хидуш, ведь если замачивать одно в другом целый день - разрешено, а если сварить - запрещено." А в чём хидуш? Ведь все запреты такие - холодный контакт не запрещает и не передаёт вкус. И потому мы должны сказать, что что хотя все запреты Торы при холодном контакте не передают вкус, если замочить их на сутки - становятся запрещены, так как ковуш как сваренное. А в случае басар бехалав хидуш в том, что они запрещаются только при варке [и не при квише].
К источнику: Рав Ашер бен Ехиэль РОШ на Авода Зара: симан 11, глава 5И так же он пишет в главе "эйн маамидин" (Авода Зара, гл. 2, 20).
А Мордехи пишет там (854) от имени рабейну Тама, что когда пробудет в жидкости 3 дня - это будет квиша. И приводит доказательство из главы "эйлу оврин". И так же в главе 2 бейца (674):
И видится мне, что ковуш - это когда пробыло три дня в жидкости - только тогда это как сваренное и выделяет и впитывает вкус, как мы говорим это в Авода Зара (33а):
[Брайта объянсяет, как можно откашеровать эти чайники: если] идолопоклонник налил в них вино, то еврей [который хочет ими пользоваться] наливает в них воду [на три дня, меняет её раз в сутки и тем самым они становятся разрешены.]
1То есть, брайта говорит, что можно воспользоваться советом раби Ами и Ровы (Раши).
Однако есть те, у кого такое объяснение вызывает вопросы. Ведь если так, то брайсе надо было бы так и сказать, что вода должна пробыть в них три дня (Торат аБайт 5:6 (64б)). И потому Тосафот (конец комментария на слова "ках и") приводят версию из Тосефты: "еврей наполняет их водой на три дня на сутки, наливает вино и не опасается. И такая версия соответствует комментарию Раши (Хешек Шломо)."
Другие объяснения слов брайты см в Тосафот, Торат аБайт, РИТБА. См так же При Хадаш Йоре Деа 122:5 который говорит, что объяснение Раши выглядит наиболее правильным.
К источнику: Талмуд Талмуд. Авода Зара: Лист 33aИ точно так же, как выделяет вкус, так же и впитывает его: как выделяет вкус в течении трёх дней, так и впитывает в течении трёх дней. И об этом сказано в Авода Зара (74б):
Так как Рова считает, что любой сосуд, в котором обычно хранят [вино, например, бочки] (3 дня) - запретили [мудрецы пользоваться этой посудой] из-за яйн несех
К источнику: Талмуд Талмуд. Авода Зара: Лист 74bИ хотя оно холодное, сказали "хранят три дня". Поэтому любая запрещённая жидкость которая пробыла в разрешённом сосуде три дня - запрещает его.
И так же объясняет рЭбЙА [р. Элиэзер бен Йоэль аЛеви] (Хулин 1114).
Однако раби Меир объясняет от имени раби Ицхака бен раби Авраама, что после квиши в течении дня и ночи это уже считается как сваренное. И доказательство из того что мы говорим (Псохим 44б):
К источнику: Мордехай бен Илель Мордехай на Бейца (mordechai_ben_hillel): симан 674, глава 18И так же пишет Мордехи там же:
И в некоторых местах Раши объясняет что [ковуш - это] в уксусе, но без уксуса - не будет считаться как сваренное.
Однако невозможно так сказать, ведь мы учили (глава 7 Швиит):
Старая в новомРаМбаМ-2 - надо делать биур
К источнику: Мишна Талмуд. Шевиит: , глава 7, мишна 7а значит квиша происходит и без уксуса и передаёт вкус как при варке.
К источнику: Мордехай бен Илель Мордехай на Бейца (mordechai_ben_hillel): симан 674, глава 18И это не соответствует словам Агаот Маймониёт, который пишет в главе 15 от имени Роша:
И не знаю я, как может быть чтобы РОШ так писал, ведь он сам приводит доказательство что замоченное как сваренное из замачивания на сутки мяса в молоке. И там, хотя [молоко] это не уксус и цир - было бы запрещено, если бы не хидуш!
В ШуТе РАШБА (ч1 514) "то что сказано, что всё у чего нет киюха (как мясо, которое замочили в воде) перед засолкой, что не впитывает кровь - это тоже очевидно что мы говорим тольк про острые вещи, как соль и уксус (в мясе, которое замочили в них) и тому подобное и как сказал шмуэль :солёное - как кипящее, замоченное - как сваренное" и как приводится так же (Хулин 112б) про голубка который упал в кувшин с кимхой и написано в главе кейцад цолин (76а): холодное в холодном - по всем мнениям разрешено и не сказано сколько времени пробыл он там"
И слова РОШа которые он пишет от имени РИЦБА по моему мнению разумные и основные и таково же мнение учителя нашего (тура)
Замоченное в рассоле - пишет РОШ в конце главы коль абосор что "время для этого как если бы поставили на огонь чтобы закипело и начало вариться. И если замочилось в рассоле на это время - запрещено всё что внутри рассола. А если не прошло столько времени - запрещено лишь на клипу как при млихе (которая как кипящее)".
И отсюда можно сделать вывод на уксус, что если не прошло столько времени - будет запрещено на клипу.
Пишет Рашба (торат абайт короткий дом 4 врата 1 4а): всё замоченное как сваренное в том смысле, что вкус запрета распространяется по всему объёму разрешённого как при варке и не достаточно убрать нетилу в месте касания. И так же считает учитель наш.
{Бедек Абайт: Пишет рабейну Ерухам "замоченное как сваренное кроме мяса с молоком и даже если замочить их на сутки - будет разрешено". И видится мне что разрешено для получения выгоды, но точно запрещено в пищу. И цорих июн}