И теперь 54по этому поводу см Тора Ор Ваэра 56б можно понять стих "Велик Б-г.... в городе Всесильного нашего": благодаря Имени Элоким видно величие Б-га. Так как величие Б-га выражается в том, что сказано (Теилим 104:24) "как многочислены творения Твои Б-г", так как множество творений существует вверху и внизу, как написано 56Даниэль 7:10, Хагига 13 конец б "тысячи тысяч служат Ему, и десять тысяч десятков тысяч стоят перед Ним" - а это состав лишь одного отрада, а отрядов самих бесчётное количество. И при этом у каждого творения есть отдельная жизненная сила от б-жественной жизненности, оживляющей его. И этим твоерния отличаются друг от друга. [И мы можем видеть это на примере ангелов:] ангелы духовные (и мы, которые можем постигать только то, что ограничено временем или пространством 57см так же 5679 конец стр 584 и далее. 5692 стр 88, 5693 конец страницы 529. 5697 конец стр 278 и далее. 5703 стр 31 и в других местах, не можем постичь духовную суть, но по крайней мере знаем их наличие) и [мы знаем что] Михоэль - это любовь, а Гавриэль - это строгость 58см Ликутей Тора Бамидбар 10а и в других места, а мы знаем по себе что любовь и строгость это противоположные (и различные) движения (как написано в "ибо близко" 59глава Ницавим, 5681 (стр 326 и далее)). Таким образом Михаэль и Гавриэль отличаются друг от друга "телом" и сутью служения их - у одного суть и его служение любовь, а у другого - страх. И так же 186000 станов в стане Михаэля 60см Зоар ч3 154а, 155а. 5700 стр 40 пишет ребе: "и не привёл сотни, хотя они есть в Зоаре" тоже отличаются друг от друга, так как каждый стан
отличается светом и жизненностью их, и образом служения их любовью. И так же каждое воинство, из которых состоит стан, отличается друг от друга и это "множество народа" (согласно стиху Мишлей 14:28) свыше, благодаря чему тоже "величие Царя" мира, благословенного и превознесённого. И так же на самом нижнем уровне есть большое количество разделений: неживая природа, растения, животные, люди; огонь, ветер, вода и земля - очень большое количество сущностей. И видя большое количество сущностей в материальном мире становится понятно большое количество сущностей в их духовном источнике, так как энергия [от Всевышнего] идёт через духовное в материальное и как сказано 62см Брейшит раба 10:6. Зоар ч1 251а (в ашматот). ч2 171б. Море невухим ч2 10. Послание о тшуве 6 (96а). Святое послание конец главы 20 (132а). Ликутей Тора Цав 7 конец б и далее. Беалотха 33г. Майморы Альтер Ребе на высказывания мудрецов стр 135 и далее. Майморы Адмура Эмцои Дворим ч3 стр 876 и далее. Майморы 5689 конец стр 153 и далее: "нет такой травинки внизу, у которой бы не было мазаля наверху, который бил бы её и говорил ей "расти!"". И мы видим что трав есть десятки тысяч видов разных, а точно так же есть в духовных мирах соответсвующие им десятки тысяч мазалот. И так это для всех трав, животных, людей и основ огня, ветра, воды, земли возможно имеется ввиду что не только каждый вид, но и каждая травинка. А, возможно, что не только травинка, но и её составные части. Из текста не очень понятно - все они получают [энергию] от своих духовных мазалот, как про это написано (Ошеа 2:23): "отзовусь Я небесам, а они отзовутся земле..." 64в стихе нет слова "Я" (видимо только глагол стоит в ед.ч.первом лице), но так в книге майморов 5661 стр 172. И как известно есть мазаль умудрящий, а есть мазаль обогащающий... 65см Шабат 156а и в соответсвии со светом, который спускается в мазаль, спускается влияние в материальный мир. А в мазалот спускаются "объедки Офаним" 66см Тора Ор Ноах 9г. Ликутей Тора Беалотха там же. Пинхас 77в. Ваэтханан 9г. Экев 14в. Теце 35г. Шир аШирим 24г. Майморы р. Эмцои и книга майморов 5689 там (стр 154), то есть внешний аспект и "отходы", которые остались после переработки того, что спускается внутрь Офаним и Хаёт благодаря "благодаря" относится к переработке, то есть за переработку отвечают ангелы Кровим (так как есть англеы, которые называются Кровим, как написано "и все нутро мое (קרבי) – имя святое Его" 67Теилим 103:1. Зоар ч1 87 конец а. Пардес врата 23 (врата ערכי הכינויים) гл 19 (кровим) [там они сравниваются с кишками но в том смысле, что они близки к Ацилуту]. Тора Ор Ваэра там же. Ликутей Тора Цав там же. Шлах 46г. Друшим на Рош аШоно 63в. Ор аТора (יהל אור) на теилим на стих (стр 382 и далее) и в других местах. И ангелы Кровим перерабатывают б-жественную высшую энергию, которая приходит к ним от Малхут Ацилута в БИА, и отделяют внутренее от внешнего и внешнее спускается в мазалот...)
И про это написано (Ишаяу 48:13) "И рука Моя основала землю, и десница Моя распростерла небеса; Я воззову к ним, и предстанут вместе". Комментирует это Мидраш 69см Пиркей дераби Элиэзер гл 18. Зоар ч2 20а, 37а, 85б "протянул Святой, благословен Он, правую руку Свою и сотворил небеса, протянул левую руку Свою и сотворил землю...". "Протянул правую... и сотворил небеса" подразумевает 70см так же Тора Ор Авэра там же. 5658 стр 209. 5683 стр 169. 5710 стр 111 и в других местах высшие духовные миры, которые называются "небеса", например ангелы и души
миров Брия и Йецира... и про это сказано "отзовусь Я небесам". И "небеса" были сотворены именно "правой рукой", так как именно высший Хесед даёт энергию высшим "небесам". И эта энергия разбивается на множество ступеней, по своей ступени для каждого ангела и души и это множество "залов" которые находятся в мирах Брия и Йецира (и как сказали мудерцы 71Укцин в конце "в будущем Святой, благословен Он, уделит каждому праведнику 310 миров" (очень большое количество)) и всё это из "правой руки" (то есть светит раскрытие б-жественности).
И из "правой руки" происходит "левая рука", "протянул левую и сотворил землю", чтобы переходила энергия из духовного в материальное в виде явного блага для творений в нижних мирах. Так как главная цель - чтобы было букавальное добро, для того чтобы можно было служить Всевышнему Торой и молитвой в изобилии (и доказательство этому, что когда, не дай Б-г, просиходит наоборот и при всём благе которое Я даю им они ещё и гневят меня 72см Авот 5:2, становится видно что цель блага именно в том, чтобы служить Всевышнему Торой и заповедями в изобилии). И для того, чтобы добро спускалось вниз в явном виде, требуется опять деление на разные уровни через мазалот (которые весего лишь как топор в руке дровосека (см Ишаяу 10:15)), и тогда это доходит до 4 основ и неживой природы, растений, животных и человека. И это происходит из "левой руки", которая "отталкивает" - "выталкивает" энергию вниз, чтобы она входила в материальность. И про это говорится "а они отзовутся земле", чтобы творения могли заниматься своей работой благодаря которой исполнится высшая цель. "Они отзовутся земле" так что "нет травинки....". И "если по законам моим будете поступать... дам вам дождь" (Бехукотай 26:3-4), благословенный дождь, вызывающий рост, увеличение блага (см Ишаяу 10:15). И в общем это "небеса" и "земля" два уровня: миры скрытиые и раскрытые и в каждом из них есть множество уровней. И об этом говорится "как велики творения Твои Б-г" и "как многочислены творения Твои Б-г". "Как велики" относится к высшим творениям, таким как ангелы, души Брии и Йециры, у которых "велик" уровень, так как Брия - это начало "есть" (сотворённого), но всё же он духовный мир и в нём мало зла 77См Эц Хаим врата 43 (врата образа миров) в придесловиии к толкования. Врата 47 (врата порядка АБИА) гл 4. Врата 48 (врата клипот 3) и даже то зло, которое есть - отделено от добра. И так же мир Йецира, который тоже ещё духовный. И кроме того их "величие" выражается в том, что они в постоянном битуле "еш". А "многочисленны творения Твои" говорится про материальные творения, которые тоже разделены на большое количество субъектов.
И про это сказано "велик Б-г и прославлен очень" так как из сотворённого явно видно величие Б-га: и из величия самих творений (небеса, небесное воинство, как это написано в Мидраш Теелим на стих (Теилим 19:1) "небеса рассказывают славу Б-га" - это похоже на царя 80так это в книге майморов 5661 из первого примечания. А в мидраше - "богатырь", который въехал в страну и не знают пока его силу. Был там один сообразительный человек, котоорый сказал им:
"по камню, по которому он бьёт узнаешь его силу", так и "небеса рассказывают славу Б-гу...". Другими словами, как из сотворения небес видно величие Того, кто их сотворил, как написано (Теилим 8:4) "Когда вижу я небеса Твои, дело перстов Твоих... которые устроил Ты". И написано в Зоаре ч.1 1а 82так это в рукописи. В Зоаре, который перед нами это страница б: "но этот секрет так и не был раскрыт, до того дня, пока я не был на берегу моря. Пришёл Элияу [и сказал мне:] "Рабби, знаешь ли ты что означает "кто сотворил эти"?" [Я ответил ему:] "Это небеса и их воинства, дела Творца, чтобы человек мог смотреть на них и благословлять...""
И так же из множества творений "внизу", и у каждого творения есть есть своя собственная энергия, соотетствующая его устройству и свойствам. И даже у самого маленького творения есть своя энергия и она делится на энергию для его сил разума и эмоций [...] питания. Ведь есть у них разум и они говорят песнь.
И из всего этого видно величие Б-га... Но когда Он велик? Когда Он в городе Всесильного нашего - именно тогда заметно Его величие. Потому что всё создание творений и деление их на бесконечное количество частей (как сказано выше) - всё это благодаря буквам речи Имени Элоким
(как мы говорили выше, что "город Всесильного нашего" это мир речи, который называется "город" так как состоит из большого количества перестановок букв речи. И количеству перестановок соответсвует количество творений. Ведь Имя Авайе это простое единство, которое выше разделения; оно отвечает за сотворение, так как Авайе связано со словом "מהווה (создавать)" 84Пардес врата 1 (10 и не 9), гл 9. Танья врата единства и евры, начало гл 4. и см Зоар ч3 257 конец б. Кинат Эгоз (р.И גיקטליא) ч 1, врата Авайе (4а и далее . пирводится в ШЛО в предисловии 4б и далее). Море Невухим ч 1, гл 61. Тур и ША Орах Хаим 5 и далее и у каждой сотворённой вещи источник её сотворения от Имени Авайе. Но не напрямую, а через Имя Элоким. И благодаря большому количеству перестановок букв Имени Элоким есть большое количество сотворённых творений. И это и означает "велик Б-г... в городе Всесильного нашего", так как именно благодаря "городу Всесильного нашего" заметно величие Б-га...)
Но пока остаётся вопрос: если Имя Авайе это простое единство, а сотворение проиходит благодаря Имени Авайе, как же потом происходит это разделение через Имя Элоким?
Ответ в том, что есть ещё одно объяснение фразы "когда Он велик? Когда Он в городе Всесильного нашего" - когда можно назвать Его великим? Когда он в городе Всесильного нашего, тогда можно восхвалять Его что Он велик. Но Его сущностное величие не возможно постичь (Теилим 145:3) вообще, как написно (Диврей аЯмимм 1 29:11) "Тебе, Б-г, величие" и сказали мудерцы 87Брохот 58 конец а "величие - это процесс творения", то есть тот б-жественный свет и жизненная энергия, которые проистекают от Него, благословенного, чтобы сотворять и оживлять миры. Вот это величие - оно незначимо для Него 88см так же Ликутей Тора Эксев 15 конец а. и в других местах и "там где ты находишь Его величие - там же ты находишь Его скромность" 89Мегила 31а - согласно версии из рукописи которая приводится в дикдукей софрим . и см подробно примечание Рамам в книге майморов 5700 стр 40, скромность - то есть спуск со Своего величия и принижение Себя для Него то, что Он называется "великим",
так как всё это величие это лишь отсвет от Ор Эйн Соф, сжатие "величия" чтобы оно было источником сотворения. Но само "величие" не возможно постичь вообще и оно никак не сопоставимо с мирами.
И теперь понятно почему множественность сущностей происходит от Имени Авайе - потому что это отсвет Имени Авайе, который сокращён чтобы облечься в Имя Элоким. Но само Имя Авайе - это простое единство и не разделяется чтобы быть истоником миров и творений...
Но при этом Авайе это тоже не Суть Всевышнего, как написано 90Ишаяу 42:8. И см Тора Ор Бешалах 63б. Трума 79в. Ликутей Тора Ницавим 45в. Друшим на шабат шува 64в "Я, Авайе, это Имя Моё", то есть [Имя Авайе] это лишь "имя" и отсвет", а не суть... И потому для того чтобы было раскрытие Авайе требуется сперва цимцум. И этот цимцум намекается в четырёх буквах имени: первая буква - йуд - уже указывает на цимцум как известно 91и см Ликутей Тора Бешалах 1а и далее. и в других местах, поскольку Авайе уже не сопоставимо с Сущностью... А значит то, что проистекает из Авайе чтобы облечься в Элоким и быть истоником миров - это лишь отсвет из имени Авайе (и это последняя буква эй и это Малхут см примечание 91 и как сказано 92Брейшис 2:4. Менахот 29б. Раши на стих "בהבראם - при помощи ה сотворил их", так как всё сотворение происходит из самой последней ступени, которая лишь отсвет и не сопоставим с сущностью...)
И [именно] потому называется творение "что-то из ничего", так как сотворение происходит лишь из отсвета, а любой отсвет называется "ничто" так как он не сравним с сущностью. И кроме того, отсвет не является чем-то существующим, в отличие от сути, и потому [тоже] она называется "ничто". Тем более если учесть сказанное выше, что само имя Авайе это лишь отсвет, а то что является источником миров - это [в свою очередь] лишь отсвет от имени Авайе, самый последний его уроень. И получается что свет и жизненность миров от самых высших уровней до самых нижних - это лишь отсвет от отсвета.
(и в общем надо сказать что есть два уровня в "ничто" 93И см майморы Альтер Ребе иньяним стр 175. Торас Хаим Ваэра 3г, Бешалах 186г. Шаарей Ора врата Пурима 62б и дале. 5631 ч1 стр 297 и далее. Эмшех "и так" 5637 гл 43 и далее. гл. 120 и далее. 5653 стр 166 и далее. 5657 стр 202 и далее. . Эмшех 5672 ч2 стр 1147 и далее (а с добавлениями - "в сукот сидите" 5694 гл 15 и далее). 5691 стр 68 и далее: 1) "ничто" настоящего "Есть" - и это имя Авайе, которое, хотя и лишь отсвет от Сути Ор Эйн Соф, тоже называется "ничто" 2) "ничто" сотворённого "есть", и это отсвет от отсвета, который [тем более] не сопоставим с Сутью... и потому мы называем творение "что-то" из "ничего", так как сотворение происходит от отсвета, не сравнимого с Сутью)