Ребе Шнеерсон Йосеф Ицхак: Сефер амайморим 5682: , дибур аматхиль Песнь Давида, буква א

test1

"Песнь Давида. Б-гу земля и всё наполняющее её, мир и населяющие его" (Теелим 24:1). Этот стих - песня земли, так как есть песни "Перек шира" - напечатана в Оцер Мидрашим ч. 2 стр 523 и далее. В нескольких сидурах и других местах которые говорят каждое творение. Эти песни - жизненная сила этих творений и их цель см Таамей мицвот р. Хаим Виталя гл. Ваэтханан. Приводится в Книге заповедей Цемах Цедека 5б, благодаря чему это творение поднимается и включается [в Творца]. И песнь земли - "Б-гу земля и всё наполняющее её, мир и населяющие его".

Надо понять в чём смысл повторения и что добавляет "мир и населяющие его", ведь уже сказано "земля и всё наполняющее её".

Этот стих мы говорим в ночь Рош аШоно после молитвы Шмон Эсре. Причину объяснил наш учитель (р. Цемах Цедек см "песь давида" в Ор аТора НаХ ч. 3 конец стр. 1283 и далее. Ор аТора Дворим ч. 4 конец стр. 1930. "Песнь Давида" в рукописи 1077 202а и далее. "Песнь Давида" 5626 стр 326) что Рош аШоно это память о первом дне, как мы говорим (в молитве мусаф Рош аШоно) "это день начала действий Твоих, память о дне первом". И каждый год См Танья игерет атшува 14 раскрывается первый день начала творения см Ликутей Тора толкования на Рош аШоно 58а и далее. Ор аТора толкования на Рош аШоно (Дворим ч 5) стр 2077 и далее. И в других местах. И сперва "вспоминается" [мир Всевышним] в молитве Шмон Эсре маарива и потому мы говорим тогда стих песни земли. А в При Эц Хаим, врата Рош аШоно гл. 7 (При Эц Хаим издания Кориц 545 (и другие) это врата молитвы Рош аШоно, гл. 7. А в издании Кориц 542 это врата Рош аШоно - врата кавоны маарива Рош аШоно, конец гл. 6. И см Книгу бесед 5687 стр 112) написано, что в ночь Рош аШоно, до последнего кадиша надо читать псалом

"песнь Давида..." и тогда весь год не будет недостатка в пропитании... И надо понять, про какое пропитание тут говорится и при чём тут именно этот стих.

В Геморе Рош аШоно 31а. Приводится в Ор аТора НаХ там же (стр 1285): в первый день что говорят? "Песнь Давида..." так как приобрёл небеса и землю, как написано "Б-гу земля и всё наполняющее её" и приобрёл землю для людей, когда они появятся - "мир и населяющие его" и правил в мире Своём Один. И объясняет Раши: приобрёл небеса и землю и приобрёл мир для населяющих его. То есть приобрёл для других. И тогда получается, что "мир (תבל)" это что-то отличное от "небес и земли", так как после того, как приобрёл небеса и землю, Он приобрёл мир для населяющих его. И надо понять что такое этот "мир" и в чём смысл "приобрёл и приобрёл и правил в мире" - того что приобрёл для других.

И чтобы понять всё это, надо сперва понять на тему "кто сотворил эти" и "велик Б-г и прославлен очень" см майморы из первого примечания написанное (Ишаяу 40:26): "Поднимите глаза ваши в высоту (небес) и посмотрите: кто сотворил эти?". Мидраш (Шмот Раба 48:2) говорит что "эти" связано с "эти порождения небес и земли" (Брейшис 2:4), то есть небеса и земля называются "эти" и это верх, низ и четыре стороны света и получается они ограниеченыы, ведь ограничение тоже ограничено не очень понятно. И , возможно, что тут пропало несколько слов при переписывании. И может быть должно быть "и ограничение 6 сторонами тоже ограничено" - см Имрей Бина вступление, гл. 1 и далее, ведь 6 сторон - каждая из них ограничена 6 сторонами, и потому "эти (אלה)" гематрия 6*6 см Ликутей Тора Пикудей 4в. И потому порождения небес и земли, то есть все материальные вещи, называются "эти", так как они раскрываются как "есть" и сотворены из аспекта "кто", а это "нет", то что не постижимо см "кто как Ты" 5629 (стр 161 и далее), ведь творение называется "что-то" из "ничего", то есть сотворённое - это "что-то" и существующее, видна и раскрыта взгляду каждого сила его существования. А истоник, сотворяющий его - это "ничего", так как он скрыт и не известен и не постижим.

И надо понять, почему творение называется "что-то" из "ничего". Ведь "от Тебя всё" Диврей аямим 1 26:14. И см Тора Ор Лех Леха 13а. Бешалах 61 конец 4. Ликутей Тора Бамидбар 12г. Рээ 19 окнец в. 26г. Ор аТора МГА (кэот 5750) стр 131, то есть всё существут благодаря Эйн Соф, который сотворил всё и поддерживает его существование. И Эйн Соф, благословен Он, и есть настоящее "есть", так как существует по настоящему см Рамбам начало законов основ Торы, Сам по Себе Танья. Игерет акойдеш 20 (130 начало б), и благодаря Его существованию существует всё сотворённое. И всё что сотворено - это "ничто" и полный ноль перед Ним Даниэль 4:32. Зоар ч1 11б и как будто бы не было сотворено. И мы можем увидить это "из своей плоти" (Йов 19:26) . Ведь у человека главное - жизненность души, а тело само по себе ничто. И потому главные усилия человека во всём, включая получение удовольствия и тому подобное - всё это ради души.

И даже само существование тела тоже абсолютно

неважно, ведь см майморы 5659 стр 20. 5698 стр 39. Далее стр 333. Эмшех "и так" 5637 гл 58, 90. Майморы 5640 ч.2 стр 503. 5644 стр 338. 5646 стр 421. 5647 стр 126. 5677 стр 165 когда душа выходит из тела - оно остаётся как камень, но при этом в первое время оно не распадается на части. Значит, есть что-то позволяющее телу существовать кроме души. А значит даже когда душа ещё в теле - есть что-то кроме души, поддерживающее существование тела. И это слово Б-га в теле. И так же это во всех творениях - главное в них это слово Б-га, благодаря которому они существуют, а без него их и нет вообще, как написано: "ибо человек дерево полевое" (Шофтим 20:19). А мы видимо что дерево материальное, имеет толщину и высоту, занимает место в пространстве. А дерево см вышеупомянутый маймор 5629 года (5629 стр 163). Эмшех 5672 ч. 3 стр 1442. 5677 там состоит из 4 основ 26см дале прим. 108 и само по себе основой не является. И когда мы сжигаем дерево, то три основы (огонь, воздух и вода) уходяд с дымом и остаётся только земля в виде пепла. И сжиганием уничтожается его существование. Но на самом деле зола от дерева тоже состоит из 4 основ и не одна из них и если разделить её на 4 основы (подобно сжиганию дерева) - не останется от неё ничего. А раз так, становится понятно, что когда что-то существует - это существование ничто. А раз так, как же мы говорим что творение "чего-то" из "ничего". На первый взгляд это наоборот: творение это "ничто" и полный ноль и даже когда выглядит существующим - это не называется "есть"; а Творец благословенный и возвышенный - это настоящее "что-то", сотворивший всё "ничто".

Причина же в том, что написано 27Теилим 48:2. И см майморы из предисловия "Велик Б-г и прославлен очень в городе Всесильного нашего". Сказали на это наши мудрецы 28см Зоар ч2 235а. ч3 5а. Зоар хадаш Тисо 44а, Хукат 51г "когда Он велик? Когда Он в городе Всесильного нашего". "Город Всесильного нашего" означает мир речи. Город - это собранные вместе дома, и чем больше домов - тем более велик город. Дом - набор камней, собранных в определённом порядке. В Сефер Йецира 294:12 (16 согласно варианту Аризаля). См Тора Ор из примечания 54 уподобляют буквы камням: камни это неживая природа, так и буквы это неживая природа, так как они не растут от малых к великим

(И хотя буквы делятся на уровни, как известно 30Зоар ч1 3 начало б; ч2 132а. ч3 2а, 220а и в других местах что есть малые, средние и большние буквы, это уровни каждой буквы в отдельности: малые в Малхут, средние в ЗО, большие в Бине, потому что каждая буква - сосуд для связанного с ней света. Но малая буква не вырастет до средней или большой, так как она всего лишь сосуд для её света

(и хотя сосуды могут подниматься с уровня на [более высокий] уровень - это подъём Малхута в шабат и в Йом Кипур (который тоже поднимает сосуды 31см Танья, Кунтрес Ахарон на слова "понять то, что написано в При Эц Хаим (157б)") и получается сосуды поднимаются с уровня на уровень, вплоть до того, что в шабат сосуды БИЯ не поднимаются и включаются в Ацилут... - при таком поднятии суть нижнего меняется и становится буквально такой же как суть высшего, и когда Брия поднимается до Ацилута - сосуды Брии становятся буквально как сосуды Ацилута 32см 5652 стр 87. 5663 ч1 стр 57 и они теперь могут получать свет Ацилута (ведь суть сосудов Ацилута принципиально отличается от сути сосудов Брии). Таким образом, то, что сосуды Брии получают свет Ацилута - это не спуск света на уровень этих сосудов, а наоборот, когда Брия поднимается в Ацилут и меняется суть её сосудов. И аналогично когда Малхут поднимается в Бину - сосуды Малхут становятся буквально как сосуды Бины и это не связано с их очищением или расширением, а лишь с подъёмом

(и даже то, что они могут подняться - это не потому что они расширились и отчистились и сами стали достойны высшего света, но поднимаются они из-за усиления света)

и потому это не рост, а изменение сути. Но когда они находятся на своём уровне - они не растут)

и поэтому буквы называются камнями)

И говорится в Сефер Йецира (см прим. 29) что "два камня делают два дома, три камня - шесть домов", что означает что из соединения букв образуется "дом" (как дом состоит из упорядоченных камней): из двух "камней" (букв) получается два "дома" (слова) (две перестановки), а 3 "камня" (буквы) - 6 перестановок. Если собрать много домов - получится город. То есть, точно так же как из набора камней получется что-то новое - дом, жилище для человека (а из букв - слово)

И благодаря этому происходит изменение с самими камнями (неживой природой). Ведь когда их упорядочивают так что получается дом (жилище для человека), который возвышает человека, так как "по красоте человека, – чтобы сидеть дома" (Ишаяу 44:13). И поскольку это достигается благодаря собранным и упорядоченным камням, это возвышает и сами камни, так как на них наречено теперь имя человека, живущего в них, подобно "и стало поле..." (Хаей Сара 23:17) - "подъемом, возвышением было это для него" (см комментарий РАШИ на стих). И аналогично происходит с "камнями" (буквами), когда они соединяются вместе возникает в них мысль. И слово в этом подобно дому, так как в слове появляется мысль, и это именно благодаря соединению букв вместе 36см Ликутей Тора Шир аШирим 38б. Майморв Альтер Ребе этхалех лиозно стр 256. Ор аТора идеи стр 329 и далее. Эмшех 5672 ч1 стр 36 и длаее. 5657 стр 243 и далее. 5678 стр 257. 5698 стр 193 и далее. И так же как "по красоте человека, – чтобы сидеть дома" и это возвышает дом, точно так же благодаря соединению букв получается слово (дом для мысли) и освещает его эта мысль. И всё это достигается соединением букв. А в отдельных буквах нет мысли. Как, например, слово ברוך, что означает "источник благ" и браха это благо - всё это благодаря именно такому соединению букв бейс-рейш

-вав-хаф. Но в каждой букве самой по себе нет мысли. Соединясь же эти буквы кроме того что становятся словом и получают смысл "источник благ", они получают ещё и второй и третий смыслы, как "ברוך אתה", "ברוכים תהיו", "יברכך ה'" (Насо 6:24). И это похоже на дом, сделанный из множества камней собранных вместе - он становится жилищем для человека и может даже "по красоте человека, – чтобы сидеть дома". А из соединения домов получается город.

И поэтому речь называется городом. А "городом Всесильного нашего" она называется так как проистекает из имени Всесильный (Элоким), как сказано во всех десяти речениях "и сказал Всесильный" 38По всей видимости речь идёт о "и сказал Всесильный", которые повторяются несколко раз при сотворении мира, "словом Б-га небеса сделаны". И потому не проблема что говорится так же "и сказал Б-г" (примечание РАМАМа в книге майморов 5700, стр 39). А почему подчёркивается что он "Всесильный наш", а ведь "Всесильным всей земли назовется Он" (Ишаяу 54:5)?

Ответ в том, что одно другому не противоречит: "Всесильным всей земли назовется Он" и при этом Он же "Всесильный наш". И как Иерусалим, который выделен из всех остальных городов 40см начало Мехильты, так как именно его выбрал Б-г чтобы пребывало там Имя Его 41см комментарий к стиху Рээ 12:11, и там в Храме пребывала Его Шхина, так же и еврейские души выделены из всех людей на земле и именно на нас наречено Имя Благословенного, как написано (Итро 20:2, Ваэтханан 5:6) "Я Б-г Всесильный твой". "Я (אנוכי)" означает что тот, кто Я 43см Танья, первое издание конец главы 49. И см Ликутей Тоа Арзуаля Толдот 27:19 от имени Зоара. Ибн Эзра Толдот там сжал Себя чтобы быть "Б-гом" чтобы затем стать "Всесильным твоим". Твоим - то есть каждого еврея 44см Ликутей Тора начало главы Рээ (18а, 18в). И написано (Шлах 15:41): "Я, Б-г Всесильный ваш, который вывел... чтобы быть вам Всесильным", что комментирует Мидраш (Шмот Раба 29:4): "хотя Я Всесильный для всех, Имя Своё я соединил только с вами".

И именно поэтому [речь] называется "городом Всесильного нашего", так как это "город" для того, чтобы Всесильный был наш: так же как на земле Б-г поместил Свою Шхину в Храме в Иерусалиме

(то есть, среди всей материи земли Иерусалим находится на самом высоком уровне, так как там раскрывалась б-жественность. И так же про будущее написано (Ишаяу 54:2): "Расширь место шатра твоего" - при тех раскрытиях которые будут в будущем (в скором времени, в наши дни, омен), когда Земля Израиля распространится на все страны 48см Псикта Большая гл 1 (гл Шабат и рош ходеш), 3. Ялкут Шимони Ишаяу намёк 503. Ликутей Тора Маасей 89б и в других местах, всё равно в Иерусалиме будут большие раскрытия, чем в дргих странах, так как его выбрал Б-г чтобы разместить там Свою Шхину)

, точно так же раскрытие высшей речи

в еврейских душах. "Ибо выбрал нас среди всех народов и вознёс нас над всеми языками" (Кидуш в праздники), чтобы мы были сосудами для пребывания Шхины Благословенного, благодаря тому что мы "город Всесильного нашего" через соединения букв Торы и молитвы (поскольку соединения букв (слова) Торы и молитвы - это буквально речь Благословенного, и потому эти слова - сосуды для пребывания Шхины). И как написано (Трума 25:8) "и сделают Мне святилище и буду обитать в них" - толковали это мудрецы 51Так это (от имени мудрецов) в Ликутей Тора начал главы Носо 20 конец б и в других местах. И см Рейшис Хохма врата лбви гл 6 близко к началу ("и два стиха"). Алших Трума на стих. Мегале Амукот рукопись (Бней Брак 5642) гл. Трума толкование 9:10. ШЛО 69а, 201а, 325б, 326б. См Ликутей Сихот 26 стр 173 прим 45: "не сказано "в нём", а сказано "в них" - в каждом еврее" благодаря буквам Торы и молитвы (так как каждый еврей благодаря буквам Торы и молитвы становится святилищем для пребывания Шхины Благословенного). И так же сказали мудрецы 52Брохот 8а "с тех пор как был разрушен Храм у Святого, благословен Он, осталось в мире только 4 локтя алохи" и молитвы, чтобы учить Тору для связи со Всевышним 53см ликутей Тора Беар 40в-г. Рээ 29а и в других местах.

И это и означает "Всесильный наш". То есть конечно "Всесильным всей земли назовется Он", однако это именно потому что Он "Всесильный наш": благодаря буквам Торы и молитвы мы знаем и постигаем что Он Благословенный "Всесильный всей земли"

Мы задали вопрос: почему творение называется "что-то из ничего", хотя должно быть "ничто из чего-то". Чтобы на него ответить мы разбирали стих "Велик Б-г и прославлен очень в городе Всесильного нашего". Мы сказали 1) "город" - речь 2) "город Всесильного нашего" - благодаря словам Торы и молитве об учёбе Торы мы создаём внутри себя Храм для пребывания Всевышнего ("Всесильный наш") и после этого постигаем что Он ещё и "Всесильный всей земли"

Назад
Вперёд

© 2019-2025 LaSil. v0.4