Ребе Шнеерсон Йосеф Ицхак: Сефер амайморим 5682: , дибур аматхиль Песнь Давида

test1

Этот маймор и следующие два впервые напечатаны к 10 швата 5752 в "кунтрес майморим5682". На кануне среды, 10 швата 5752 Ребе раздавал каждому этот кунтрес вместе с долларовой купюрой на цдоку. Что Ребе говорил перед раздачей - см далее стр 488

По всей видимости этот маймор основан на майморе "слава царства Твоего" 5661 (стр 171 и далее), часть которого основана, по всей видимости, на "это переезды" 5635 (5635 ч.2 стр 387 и далее). И см так же книгу майморов 5627 стр 364 и далее

Ещё майморы, основанные, по всей видимости, на этих майморах ("эти переезды" и "слава царства Твоего"): книга майморов 5648 стр 222 и далее, 5664 стр 209 и далее (новое издание - стр 59 и далее), 5679 стр 345 и далее, 5692 стр 106, 5700 стр 39 и далее

Маймор набран из рукописи переписчика

Творения происходят благодаря Авайе, но их разделение на конкретные сотворённые и их детали - благодаря Элоким. И благодаря этому количеству сотворённых видно величие Авайе.

Творение называется "что-то" из "ничего". Почему из "ничего", ведь только Всевышний сущетсвует, значит должна называться "ничто" из "чего-то"? Потому что сотворение происходит лишь из отсвета от отсвета, который "ничто" по отношению к Сути.

стр. 1

א

"Песнь Давида. Б-гу земля и всё наполняющее её, мир и населяющие его" (Теелим 24:1). Этот стих - песня земли, так как есть песни "Перек шира" - напечатана в Оцер Мидрашим ч. 2 стр 523 и далее. В нескольких сидурах и других местах которые говорят каждое творение. Эти песни - жизненная сила этих творений и их цель см Таамей мицвот р. Хаим Виталя гл. Ваэтханан. Приводится в Книге заповедей Цемах Цедека 5б, благодаря чему это творение поднимается и включается [в Творца]. И песнь земли - "Б-гу земля и всё наполняющее её, мир и населяющие его".

Надо понять в чём смысл повторения и что добавляет "мир и населяющие его", ведь уже сказано "земля и всё наполняющее её".

Этот стих мы говорим в ночь Рош аШоно после молитвы Шмон Эсре. Причину объяснил наш учитель (р. Цемах Цедек см "песь давида" в Ор аТора НаХ ч. 3 конец стр. 1283 и далее. Ор аТора Дворим ч. 4 конец стр. 1930. "Песнь Давида" в рукописи 1077 202а и далее. "Песнь Давида" 5626 стр 326) что Рош аШоно это память о первом дне, как мы говорим (в молитве мусаф Рош аШоно) "это день начала действий Твоих, память о дне первом". И каждый год См Танья игерет атшува 14 раскрывается первый день начала творения см Ликутей Тора толкования на Рош аШоно 58а и далее. Ор аТора толкования на Рош аШоно (Дворим ч 5) стр 2077 и далее. И в других местах. И сперва "вспоминается" [мир Всевышним] в молитве Шмон Эсре маарива и потому мы говорим тогда стих песни земли. А в При Эц Хаим, врата Рош аШоно гл. 7 (При Эц Хаим издания Кориц 545 (и другие) это врата молитвы Рош аШоно, гл. 7. А в издании Кориц 542 это врата Рош аШоно - врата кавоны маарива Рош аШоно, конец гл. 6. И см Книгу бесед 5687 стр 112) написано, что в ночь Рош аШоно, до последнего кадиша надо читать псалом

стр. 2

א

"песнь Давида..." и тогда весь год не будет недостатка в пропитании... И надо понять, про какое пропитание тут говорится и при чём тут именно этот стих.

В Геморе Рош аШоно 31а. Приводится в Ор аТора НаХ там же (стр 1285): в первый день что говорят? "Песнь Давида..." так как приобрёл небеса и землю, как написано "Б-гу земля и всё наполняющее её" и приобрёл землю для людей, когда они появятся - "мир и населяющие его" и правил в мире Своём Один. И объясняет Раши: приобрёл небеса и землю и приобрёл мир для населяющих его. То есть приобрёл для других. И тогда получается, что "мир (תבל)" это что-то отличное от "небес и земли", так как после того, как приобрёл небеса и землю, Он приобрёл мир для населяющих его. И надо понять что такое этот "мир" и в чём смысл "приобрёл и приобрёл и правил в мире" - того что приобрёл для других.

И чтобы понять всё это, надо сперва понять на тему "кто сотворил эти" и "велик Б-г и прославлен очень" см майморы из первого примечания написанное (Ишаяу 40:26): "Поднимите глаза ваши в высоту (небес) и посмотрите: кто сотворил эти?". Мидраш (Шмот Раба 48:2) говорит что "эти" связано с "эти порождения небес и земли" (Брейшис 2:4), то есть небеса и земля называются "эти" и это верх, низ и четыре стороны света и получается они ограниеченыы, ведь ограничение тоже ограничено не очень понятно. И , возможно, что тут пропало несколько слов при переписывании. И может быть должно быть "и ограничение 6 сторонами тоже ограничено" - см Имрей Бина вступление, гл. 1 и далее, ведь 6 сторон - каждая из них ограничена 6 сторонами, и потому "эти (אלה)" гематрия 6*6 см Ликутей Тора Пикудей 4в. И потому порождения небес и земли, то есть все материальные вещи, называются "эти", так как они раскрываются как "есть" и сотворены из аспекта "кто", а это "нет", то что не постижимо см "кто как Ты" 5629 (стр 161 и далее), ведь творение называется "что-то" из "ничего", то есть сотворённое - это "что-то" и существующее, видна и раскрыта взгляду каждого сила его существования. А истоник, сотворяющий его - это "ничего", так как он скрыт и не известен и не постижим.

И надо понять, почему творение называется "что-то" из "ничего". Ведь "от Тебя всё" Диврей аямим 1 26:14. И см Тора Ор Лех Леха 13а. Бешалах 61 конец 4. Ликутей Тора Бамидбар 12г. Рээ 19 окнец в. 26г. Ор аТора МГА (кэот 5750) стр 131, то есть всё существут благодаря Эйн Соф, который сотворил всё и поддерживает его существование. И Эйн Соф, благословен Он, и есть настоящее "есть", так как существует по настоящему см Рамбам начало законов основ Торы, Сам по Себе Танья. Игерет акойдеш 20 (130 начало б), и благодаря Его существованию существует всё сотворённое. И всё что сотворено - это "ничто" и полный ноль перед Ним Даниэль 4:32. Зоар ч1 11б и как будто бы не было сотворено. И мы можем увидить это "из своей плоти" (Йов 19:26) . Ведь у человека главное - жизненность души, а тело само по себе ничто. И потому главные усилия человека во всём, включая получение удовольствия и тому подобное - всё это ради души.

И даже само существование тела тоже абсолютно

стр. 3

א

неважно, ведь см майморы 5659 стр 20. 5698 стр 39. Далее стр 333. Эмшех "и так" 5637 гл 58, 90. Майморы 5640 ч.2 стр 503. 5644 стр 338. 5646 стр 421. 5647 стр 126. 5677 стр 165 когда душа выходит из тела - оно остаётся как камень, но при этом в первое время оно не распадается на части. Значит, есть что-то позволяющее телу существовать кроме души. А значит даже когда душа ещё в теле - есть что-то кроме души, поддерживающее существование тела. И это слово Б-га в теле. И так же это во всех творениях - главное в них это слово Б-га, благодаря которому они существуют, а без него их и нет вообще, как написано: "ибо человек дерево полевое" (Шофтим 20:19). А мы видимо что дерево материальное, имеет толщину и высоту, занимает место в пространстве. А дерево см вышеупомянутый маймор 5629 года (5629 стр 163). Эмшех 5672 ч. 3 стр 1442. 5677 там состоит из 4 основ 26см дале прим. 108 и само по себе основой не является. И когда мы сжигаем дерево, то три основы (огонь, воздух и вода) уходяд с дымом и остаётся только земля в виде пепла. И сжиганием уничтожается его существование. Но на самом деле зола от дерева тоже состоит из 4 основ и не одна из них и если разделить её на 4 основы (подобно сжиганию дерева) - не останется от неё ничего. А раз так, становится понятно, что когда что-то существует - это существование ничто. А раз так, как же мы говорим что творение "чего-то" из "ничего". На первый взгляд это наоборот: творение это "ничто" и полный ноль и даже когда выглядит существующим - это не называется "есть"; а Творец благословенный и возвышенный - это настоящее "что-то", сотворивший всё "ничто".

Причина же в том, что написано 27Теилим 48:2. И см майморы из предисловия "Велик Б-г и прославлен очень в городе Всесильного нашего". Сказали на это наши мудрецы 28см Зоар ч2 235а. ч3 5а. Зоар хадаш Тисо 44а, Хукат 51г "когда Он велик? Когда Он в городе Всесильного нашего". "Город Всесильного нашего" означает мир речи. Город - это собранные вместе дома, и чем больше домов - тем более велик город. Дом - набор камней, собранных в определённом порядке. В Сефер Йецира 294:12 (16 согласно варианту Аризаля). См Тора Ор из примечания 54 уподобляют буквы камням: камни это неживая природа, так и буквы это неживая природа, так как они не растут от малых к великим

(И хотя буквы делятся на уровни, как известно 30Зоар ч1 3 начало б; ч2 132а. ч3 2а, 220а и в других местах что есть малые, средние и большние буквы, это уровни каждой буквы в отдельности: малые в Малхут, средние в ЗО, большие в Бине, потому что каждая буква - сосуд для связанного с ней света. Но малая буква не вырастет до средней или большой, так как она всего лишь сосуд для её света

стр. 4

א

(и хотя сосуды могут подниматься с уровня на [более высокий] уровень - это подъём Малхута в шабат и в Йом Кипур (который тоже поднимает сосуды 31см Танья, Кунтрес Ахарон на слова "понять то, что написано в При Эц Хаим (157б)") и получается сосуды поднимаются с уровня на уровень, вплоть до того, что в шабат сосуды БИЯ не поднимаются и включаются в Ацилут... - при таком поднятии суть нижнего меняется и становится буквально такой же как суть высшего, и когда Брия поднимается до Ацилута - сосуды Брии становятся буквально как сосуды Ацилута 32см 5652 стр 87. 5663 ч1 стр 57 и они теперь могут получать свет Ацилута (ведь суть сосудов Ацилута принципиально отличается от сути сосудов Брии). Таким образом, то, что сосуды Брии получают свет Ацилута - это не спуск света на уровень этих сосудов, а наоборот, когда Брия поднимается в Ацилут и меняется суть её сосудов. И аналогично когда Малхут поднимается в Бину - сосуды Малхут становятся буквально как сосуды Бины и это не связано с их очищением или расширением, а лишь с подъёмом

(и даже то, что они могут подняться - это не потому что они расширились и отчистились и сами стали достойны высшего света, но поднимаются они из-за усиления света)

и потому это не рост, а изменение сути. Но когда они находятся на своём уровне - они не растут)

и поэтому буквы называются камнями)

И говорится в Сефер Йецира (см прим. 29) что "два камня делают два дома, три камня - шесть домов", что означает что из соединения букв образуется "дом" (как дом состоит из упорядоченных камней): из двух "камней" (букв) получается два "дома" (слова) (две перестановки), а 3 "камня" (буквы) - 6 перестановок. Если собрать много домов - получится город. То есть, точно так же как из набора камней получется что-то новое - дом, жилище для человека (а из букв - слово)

И благодаря этому происходит изменение с самими камнями (неживой природой). Ведь когда их упорядочивают так что получается дом (жилище для человека), который возвышает человека, так как "по красоте человека, – чтобы сидеть дома" (Ишаяу 44:13). И поскольку это достигается благодаря собранным и упорядоченным камням, это возвышает и сами камни, так как на них наречено теперь имя человека, живущего в них, подобно "и стало поле..." (Хаей Сара 23:17) - "подъемом, возвышением было это для него" (см комментарий РАШИ на стих). И аналогично происходит с "камнями" (буквами), когда они соединяются вместе возникает в них мысль. И слово в этом подобно дому, так как в слове появляется мысль, и это именно благодаря соединению букв вместе 36см Ликутей Тора Шир аШирим 38б. Майморв Альтер Ребе этхалех лиозно стр 256. Ор аТора идеи стр 329 и далее. Эмшех 5672 ч1 стр 36 и длаее. 5657 стр 243 и далее. 5678 стр 257. 5698 стр 193 и далее. И так же как "по красоте человека, – чтобы сидеть дома" и это возвышает дом, точно так же благодаря соединению букв получается слово (дом для мысли) и освещает его эта мысль. И всё это достигается соединением букв. А в отдельных буквах нет мысли. Как, например, слово ברוך, что означает "источник благ" и браха это благо - всё это благодаря именно такому соединению букв бейс-рейш

стр. 5

א

-вав-хаф. Но в каждой букве самой по себе нет мысли. Соединясь же эти буквы кроме того что становятся словом и получают смысл "источник благ", они получают ещё и второй и третий смыслы, как "ברוך אתה", "ברוכים תהיו", "יברכך ה'" (Насо 6:24). И это похоже на дом, сделанный из множества камней собранных вместе - он становится жилищем для человека и может даже "по красоте человека, – чтобы сидеть дома". А из соединения домов получается город.

И поэтому речь называется городом. А "городом Всесильного нашего" она называется так как проистекает из имени Всесильный (Элоким), как сказано во всех десяти речениях "и сказал Всесильный" 38По всей видимости речь идёт о "и сказал Всесильный", которые повторяются несколко раз при сотворении мира, "словом Б-га небеса сделаны". И потому не проблема что говорится так же "и сказал Б-г" (примечание РАМАМа в книге майморов 5700, стр 39). А почему подчёркивается что он "Всесильный наш", а ведь "Всесильным всей земли назовется Он" (Ишаяу 54:5)?

Ответ в том, что одно другому не противоречит: "Всесильным всей земли назовется Он" и при этом Он же "Всесильный наш". И как Иерусалим, который выделен из всех остальных городов 40см начало Мехильты, так как именно его выбрал Б-г чтобы пребывало там Имя Его 41см комментарий к стиху Рээ 12:11, и там в Храме пребывала Его Шхина, так же и еврейские души выделены из всех людей на земле и именно на нас наречено Имя Благословенного, как написано (Итро 20:2, Ваэтханан 5:6) "Я Б-г Всесильный твой". "Я (אנוכי)" означает что тот, кто Я 43см Танья, первое издание конец главы 49. И см Ликутей Тоа Арзуаля Толдот 27:19 от имени Зоара. Ибн Эзра Толдот там сжал Себя чтобы быть "Б-гом" чтобы затем стать "Всесильным твоим". Твоим - то есть каждого еврея 44см Ликутей Тора начало главы Рээ (18а, 18в). И написано (Шлах 15:41): "Я, Б-г Всесильный ваш, который вывел... чтобы быть вам Всесильным", что комментирует Мидраш (Шмот Раба 29:4): "хотя Я Всесильный для всех, Имя Своё я соединил только с вами".

И именно поэтому [речь] называется "городом Всесильного нашего", так как это "город" для того, чтобы Всесильный был наш: так же как на земле Б-г поместил Свою Шхину в Храме в Иерусалиме

(то есть, среди всей материи земли Иерусалим находится на самом высоком уровне, так как там раскрывалась б-жественность. И так же про будущее написано (Ишаяу 54:2): "Расширь место шатра твоего" - при тех раскрытиях которые будут в будущем (в скором времени, в наши дни, омен), когда Земля Израиля распространится на все страны 48см Псикта Большая гл 1 (гл Шабат и рош ходеш), 3. Ялкут Шимони Ишаяу намёк 503. Ликутей Тора Маасей 89б и в других местах, всё равно в Иерусалиме будут большие раскрытия, чем в дргих странах, так как его выбрал Б-г чтобы разместить там Свою Шхину)

, точно так же раскрытие высшей речи

стр. 6

א

в еврейских душах. "Ибо выбрал нас среди всех народов и вознёс нас над всеми языками" (Кидуш в праздники), чтобы мы были сосудами для пребывания Шхины Благословенного, благодаря тому что мы "город Всесильного нашего" через соединения букв Торы и молитвы (поскольку соединения букв (слова) Торы и молитвы - это буквально речь Благословенного, и потому эти слова - сосуды для пребывания Шхины). И как написано (Трума 25:8) "и сделают Мне святилище и буду обитать в них" - толковали это мудрецы 51Так это (от имени мудрецов) в Ликутей Тора начал главы Носо 20 конец б и в других местах. И см Рейшис Хохма врата лбви гл 6 близко к началу ("и два стиха"). Алших Трума на стих. Мегале Амукот рукопись (Бней Брак 5642) гл. Трума толкование 9:10. ШЛО 69а, 201а, 325б, 326б. См Ликутей Сихот 26 стр 173 прим 45: "не сказано "в нём", а сказано "в них" - в каждом еврее" благодаря буквам Торы и молитвы (так как каждый еврей благодаря буквам Торы и молитвы становится святилищем для пребывания Шхины Благословенного). И так же сказали мудрецы 52Брохот 8а "с тех пор как был разрушен Храм у Святого, благословен Он, осталось в мире только 4 локтя алохи" и молитвы, чтобы учить Тору для связи со Всевышним 53см ликутей Тора Беар 40в-г. Рээ 29а и в других местах.

И это и означает "Всесильный наш". То есть конечно "Всесильным всей земли назовется Он", однако это именно потому что Он "Всесильный наш": благодаря буквам Торы и молитвы мы знаем и постигаем что Он Благословенный "Всесильный всей земли"

Мы задали вопрос: почему творение называется "что-то из ничего", хотя должно быть "ничто из чего-то". Чтобы на него ответить мы разбирали стих "Велик Б-г и прославлен очень в городе Всесильного нашего". Мы сказали 1) "город" - речь 2) "город Всесильного нашего" - благодаря словам Торы и молитве об учёбе Торы мы создаём внутри себя Храм для пребывания Всевышнего ("Всесильный наш") и после этого постигаем что Он ещё и "Всесильный всей земли"

ב

И теперь 54по этому поводу см Тора Ор Ваэра 56б можно понять стих "Велик Б-г.... в городе Всесильного нашего": благодаря Имени Элоким видно величие Б-га. Так как величие Б-га выражается в том, что сказано (Теилим 104:24) "как многочислены творения Твои Б-г", так как множество творений существует вверху и внизу, как написано 56Даниэль 7:10, Хагига 13 конец б "тысячи тысяч служат Ему, и десять тысяч десятков тысяч стоят перед Ним" - а это состав лишь одного отрада, а отрядов самих бесчётное количество. И при этом у каждого творения есть отдельная жизненная сила от б-жественной жизненности, оживляющей его. И этим твоерния отличаются друг от друга. [И мы можем видеть это на примере ангелов:] ангелы духовные (и мы, которые можем постигать только то, что ограничено временем или пространством 57см так же 5679 конец стр 584 и далее. 5692 стр 88, 5693 конец страницы 529. 5697 конец стр 278 и далее. 5703 стр 31 и в других местах, не можем постичь духовную суть, но по крайней мере знаем их наличие) и [мы знаем что] Михоэль - это любовь, а Гавриэль - это строгость 58см Ликутей Тора Бамидбар 10а и в других места, а мы знаем по себе что любовь и строгость это противоположные (и различные) движения (как написано в "ибо близко" 59глава Ницавим, 5681 (стр 326 и далее)). Таким образом Михаэль и Гавриэль отличаются друг от друга "телом" и сутью служения их - у одного суть и его служение любовь, а у другого - страх. И так же 186000 станов в стане Михаэля 60см Зоар ч3 154а, 155а. 5700 стр 40 пишет ребе: "и не привёл сотни, хотя они есть в Зоаре" тоже отличаются друг от друга, так как каждый стан

стр. 7

ב

отличается светом и жизненностью их, и образом служения их любовью. И так же каждое воинство, из которых состоит стан, отличается друг от друга и это "множество народа" (согласно стиху Мишлей 14:28) свыше, благодаря чему тоже "величие Царя" мира, благословенного и превознесённого. И так же на самом нижнем уровне есть большое количество разделений: неживая природа, растения, животные, люди; огонь, ветер, вода и земля - очень большое количество сущностей. И видя большое количество сущностей в материальном мире становится понятно большое количество сущностей в их духовном источнике, так как энергия [от Всевышнего] идёт через духовное в материальное и как сказано 62см Брейшит раба 10:6. Зоар ч1 251а (в ашматот). ч2 171б. Море невухим ч2 10. Послание о тшуве 6 (96а). Святое послание конец главы 20 (132а). Ликутей Тора Цав 7 конец б и далее. Беалотха 33г. Майморы Альтер Ребе на высказывания мудрецов стр 135 и далее. Майморы Адмура Эмцои Дворим ч3 стр 876 и далее. Майморы 5689 конец стр 153 и далее: "нет такой травинки внизу, у которой бы не было мазаля наверху, который бил бы её и говорил ей "расти!"". И мы видим что трав есть десятки тысяч видов разных, а точно так же есть в духовных мирах соответсвующие им десятки тысяч мазалот. И так это для всех трав, животных, людей и основ огня, ветра, воды, земли возможно имеется ввиду что не только каждый вид, но и каждая травинка. А, возможно, что не только травинка, но и её составные части. Из текста не очень понятно - все они получают [энергию] от своих духовных мазалот, как про это написано (Ошеа 2:23): "отзовусь Я небесам, а они отзовутся земле..." 64в стихе нет слова "Я" (видимо только глагол стоит в ед.ч.первом лице), но так в книге майморов 5661 стр 172. И как известно есть мазаль умудрящий, а есть мазаль обогащающий... 65см Шабат 156а и в соответсвии со светом, который спускается в мазаль, спускается влияние в материальный мир. А в мазалот спускаются "объедки Офаним" 66см Тора Ор Ноах 9г. Ликутей Тора Беалотха там же. Пинхас 77в. Ваэтханан 9г. Экев 14в. Теце 35г. Шир аШирим 24г. Майморы р. Эмцои и книга майморов 5689 там (стр 154), то есть внешний аспект и "отходы", которые остались после переработки того, что спускается внутрь Офаним и Хаёт благодаря "благодаря" относится к переработке, то есть за переработку отвечают ангелы Кровим (так как есть англеы, которые называются Кровим, как написано "и все нутро мое (קרבי) – имя святое Его" 67Теилим 103:1. Зоар ч1 87 конец а. Пардес врата 23 (врата ערכי הכינויים) гл 19 (кровим) [там они сравниваются с кишками но в том смысле, что они близки к Ацилуту]. Тора Ор Ваэра там же. Ликутей Тора Цав там же. Шлах 46г. Друшим на Рош аШоно 63в. Ор аТора (יהל אור) на теилим на стих (стр 382 и далее) и в других местах. И ангелы Кровим перерабатывают б-жественную высшую энергию, которая приходит к ним от Малхут Ацилута в БИА, и отделяют внутренее от внешнего и внешнее спускается в мазалот...)

И про это написано (Ишаяу 48:13) "И рука Моя основала землю, и десница Моя распростерла небеса; Я воззову к ним, и предстанут вместе". Комментирует это Мидраш 69см Пиркей дераби Элиэзер гл 18. Зоар ч2 20а, 37а, 85б "протянул Святой, благословен Он, правую руку Свою и сотворил небеса, протянул левую руку Свою и сотворил землю...". "Протянул правую... и сотворил небеса" подразумевает 70см так же Тора Ор Авэра там же. 5658 стр 209. 5683 стр 169. 5710 стр 111 и в других местах высшие духовные миры, которые называются "небеса", например ангелы и души

стр. 8

ב

миров Брия и Йецира... и про это сказано "отзовусь Я небесам". И "небеса" были сотворены именно "правой рукой", так как именно высший Хесед даёт энергию высшим "небесам". И эта энергия разбивается на множество ступеней, по своей ступени для каждого ангела и души и это множество "залов" которые находятся в мирах Брия и Йецира (и как сказали мудерцы 71Укцин в конце "в будущем Святой, благословен Он, уделит каждому праведнику 310 миров" (очень большое количество)) и всё это из "правой руки" (то есть светит раскрытие б-жественности).

И из "правой руки" происходит "левая рука", "протянул левую и сотворил землю", чтобы переходила энергия из духовного в материальное в виде явного блага для творений в нижних мирах. Так как главная цель - чтобы было букавальное добро, для того чтобы можно было служить Всевышнему Торой и молитвой в изобилии (и доказательство этому, что когда, не дай Б-г, просиходит наоборот и при всём благе которое Я даю им они ещё и гневят меня 72см Авот 5:2, становится видно что цель блага именно в том, чтобы служить Всевышнему Торой и заповедями в изобилии). И для того, чтобы добро спускалось вниз в явном виде, требуется опять деление на разные уровни через мазалот (которые весего лишь как топор в руке дровосека (см Ишаяу 10:15)), и тогда это доходит до 4 основ и неживой природы, растений, животных и человека. И это происходит из "левой руки", которая "отталкивает" - "выталкивает" энергию вниз, чтобы она входила в материальность. И про это говорится "а они отзовутся земле", чтобы творения могли заниматься своей работой благодаря которой исполнится высшая цель. "Они отзовутся земле" так что "нет травинки....". И "если по законам моим будете поступать... дам вам дождь" (Бехукотай 26:3-4), благословенный дождь, вызывающий рост, увеличение блага (см Ишаяу 10:15). И в общем это "небеса" и "земля" два уровня: миры скрытиые и раскрытые и в каждом из них есть множество уровней. И об этом говорится "как велики творения Твои Б-г" и "как многочислены творения Твои Б-г". "Как велики" относится к высшим творениям, таким как ангелы, души Брии и Йециры, у которых "велик" уровень, так как Брия - это начало "есть" (сотворённого), но всё же он духовный мир и в нём мало зла 77См Эц Хаим врата 43 (врата образа миров) в придесловиии к толкования. Врата 47 (врата порядка АБИА) гл 4. Врата 48 (врата клипот 3) и даже то зло, которое есть - отделено от добра. И так же мир Йецира, который тоже ещё духовный. И кроме того их "величие" выражается в том, что они в постоянном битуле "еш". А "многочисленны творения Твои" говорится про материальные творения, которые тоже разделены на большое количество субъектов.

И про это сказано "велик Б-г и прославлен очень" так как из сотворённого явно видно величие Б-га: и из величия самих творений (небеса, небесное воинство, как это написано в Мидраш Теелим на стих (Теилим 19:1) "небеса рассказывают славу Б-га" - это похоже на царя 80так это в книге майморов 5661 из первого примечания. А в мидраше - "богатырь", который въехал в страну и не знают пока его силу. Был там один сообразительный человек, котоорый сказал им:

стр. 9

ב

"по камню, по которому он бьёт узнаешь его силу", так и "небеса рассказывают славу Б-гу...". Другими словами, как из сотворения небес видно величие Того, кто их сотворил, как написано (Теилим 8:4) "Когда вижу я небеса Твои, дело перстов Твоих... которые устроил Ты". И написано в Зоаре ч.1 1а 82так это в рукописи. В Зоаре, который перед нами это страница б: "но этот секрет так и не был раскрыт, до того дня, пока я не был на берегу моря. Пришёл Элияу [и сказал мне:] "Рабби, знаешь ли ты что означает "кто сотворил эти"?" [Я ответил ему:] "Это небеса и их воинства, дела Творца, чтобы человек мог смотреть на них и благословлять...""

И так же из множества творений "внизу", и у каждого творения есть есть своя собственная энергия, соотетствующая его устройству и свойствам. И даже у самого маленького творения есть своя энергия и она делится на энергию для его сил разума и эмоций [...] питания. Ведь есть у них разум и они говорят песнь.

И из всего этого видно величие Б-га... Но когда Он велик? Когда Он в городе Всесильного нашего - именно тогда заметно Его величие. Потому что всё создание творений и деление их на бесконечное количество частей (как сказано выше) - всё это благодаря буквам речи Имени Элоким

(как мы говорили выше, что "город Всесильного нашего" это мир речи, который называется "город" так как состоит из большого количества перестановок букв речи. И количеству перестановок соответсвует количество творений. Ведь Имя Авайе это простое единство, которое выше разделения; оно отвечает за сотворение, так как Авайе связано со словом "מהווה (создавать)" 84Пардес врата 1 (10 и не 9), гл 9. Танья врата единства и евры, начало гл 4. и см Зоар ч3 257 конец б. Кинат Эгоз (р.И גיקטליא) ч 1, врата Авайе (4а и далее . пирводится в ШЛО в предисловии 4б и далее). Море Невухим ч 1, гл 61. Тур и ША Орах Хаим 5 и далее и у каждой сотворённой вещи источник её сотворения от Имени Авайе. Но не напрямую, а через Имя Элоким. И благодаря большому количеству перестановок букв Имени Элоким есть большое количество сотворённых творений. И это и означает "велик Б-г... в городе Всесильного нашего", так как именно благодаря "городу Всесильного нашего" заметно величие Б-га...)

Но пока остаётся вопрос: если Имя Авайе это простое единство, а сотворение проиходит благодаря Имени Авайе, как же потом происходит это разделение через Имя Элоким?

Ответ в том, что есть ещё одно объяснение фразы "когда Он велик? Когда Он в городе Всесильного нашего" - когда можно назвать Его великим? Когда он в городе Всесильного нашего, тогда можно восхвалять Его что Он велик. Но Его сущностное величие не возможно постичь (Теилим 145:3) вообще, как написно (Диврей аЯмимм 1 29:11) "Тебе, Б-г, величие" и сказали мудерцы 87Брохот 58 конец а "величие - это процесс творения", то есть тот б-жественный свет и жизненная энергия, которые проистекают от Него, благословенного, чтобы сотворять и оживлять миры. Вот это величие - оно незначимо для Него 88см так же Ликутей Тора Эксев 15 конец а. и в других местах и "там где ты находишь Его величие - там же ты находишь Его скромность" 89Мегила 31а - согласно версии из рукописи которая приводится в дикдукей софрим . и см подробно примечание Рамам в книге майморов 5700 стр 40, скромность - то есть спуск со Своего величия и принижение Себя для Него то, что Он называется "великим",

стр. 10

ב

так как всё это величие это лишь отсвет от Ор Эйн Соф, сжатие "величия" чтобы оно было источником сотворения. Но само "величие" не возможно постичь вообще и оно никак не сопоставимо с мирами.

И теперь понятно почему множественность сущностей происходит от Имени Авайе - потому что это отсвет Имени Авайе, который сокращён чтобы облечься в Имя Элоким. Но само Имя Авайе - это простое единство и не разделяется чтобы быть истоником миров и творений...

Но при этом Авайе это тоже не Суть Всевышнего, как написано 90Ишаяу 42:8. И см Тора Ор Бешалах 63б. Трума 79в. Ликутей Тора Ницавим 45в. Друшим на шабат шува 64в "Я, Авайе, это Имя Моё", то есть [Имя Авайе] это лишь "имя" и отсвет", а не суть... И потому для того чтобы было раскрытие Авайе требуется сперва цимцум. И этот цимцум намекается в четырёх буквах имени: первая буква - йуд - уже указывает на цимцум как известно 91и см Ликутей Тора Бешалах 1а и далее. и в других местах, поскольку Авайе уже не сопоставимо с Сущностью... А значит то, что проистекает из Авайе чтобы облечься в Элоким и быть истоником миров - это лишь отсвет из имени Авайе (и это последняя буква эй и это Малхут см примечание 91 и как сказано 92Брейшис 2:4. Менахот 29б. Раши на стих "בהבראם - при помощи ה сотворил их", так как всё сотворение происходит из самой последней ступени, которая лишь отсвет и не сопоставим с сущностью...)

И [именно] потому называется творение "что-то из ничего", так как сотворение происходит лишь из отсвета, а любой отсвет называется "ничто" так как он не сравним с сущностью. И кроме того, отсвет не является чем-то существующим, в отличие от сути, и потому [тоже] она называется "ничто". Тем более если учесть сказанное выше, что само имя Авайе это лишь отсвет, а то что является источником миров - это [в свою очередь] лишь отсвет от имени Авайе, самый последний его уроень. И получается что свет и жизненность миров от самых высших уровней до самых нижних - это лишь отсвет от отсвета.

(и в общем надо сказать что есть два уровня в "ничто" 93И см майморы Альтер Ребе иньяним стр 175. Торас Хаим Ваэра 3г, Бешалах 186г. Шаарей Ора врата Пурима 62б и дале. 5631 ч1 стр 297 и далее. Эмшех "и так" 5637 гл 43 и далее. гл. 120 и далее. 5653 стр 166 и далее. 5657 стр 202 и далее. . Эмшех 5672 ч2 стр 1147 и далее (а с добавлениями - "в сукот сидите" 5694 гл 15 и далее). 5691 стр 68 и далее: 1) "ничто" настоящего "Есть" - и это имя Авайе, которое, хотя и лишь отсвет от Сути Ор Эйн Соф, тоже называется "ничто" 2) "ничто" сотворённого "есть", и это отсвет от отсвета, который [тем более] не сопоставим с Сутью... и потому мы называем творение "что-то" из "ничего", так как сотворение происходит от отсвета, не сравнимого с Сутью)

ג

И есть ещё одна причина, почему творение называется "что-то" из "ничего", так как сотворение происходит по принципу "не сравнимо", "расстояния" между Творцом и творением, поскольку сотворение происходит от Малхут, а Малхут это вознесённость и возвышенность 95И см книгу майморов 5655 стр 110. 5657 стр 127. 5659 стр 116

стр. 11

ג

И кроме того, есть ещё "разделяющая парса" между Ацилутом и Брией 96см Эц Хаим врата 42 (толкования АБИА) главы 13-14. врата 47 (порядок АБИА) гл 1. Тора Ор Лех 12 конец а и далее. 4 (или г) и далее. Книга заповедей Цемах Цедека 7а и далее и в других местах для того чтобы появились творения, не сопоставимые с Творцом...

И это соответствует разнице между происхождением следтсвия из причины и сотворением "чего-то" из "ничего". Ведь когда мы говорим про причину и следствие, то следствие было сперва включено в причину и потом просто "проявилась" и не является чем-то новым. Это похоже на разум и эмоции: когда эмоции происходят из разума, ещё до того, как появились эмоции в сердце, эмоции уже существовали в разуме 97см так же далее стр 25. Когда человек размышляет о чём-то что ему хорошо, тут же в его разуме возникает склонность к этой вещи, и эта склонность и есть эмоции [в разуме] (потому что он к этой вещи тянется и желает её). Но эти эмоции ещё скрыты, тонки и духовные и лишь потом они спускаются в сердце и становятся раскрытыми эмоциями... И получается что когда эмоция раскрывается, это не появление чего-то нового, ведь они были ещё до этого раскрытия. И кроме того понятно, что до этого раскрытия, когда эмоции были ещё в своём источнике [- разуме] они находились на более высоком уровне, чем после раскрытия, так как любое раскрытие это спуск по отношению к предыдущему уровню. Ведь свет, когда он находится на своей изначальной ступени - он более возвышен [...], а проистекание и раскрытие - это спуск для него. Но при всём при этом тот урвень, который был до этого скрыт раскрывается [и это не сотворение чего-то нового]. И так же происходит с мыслью, речью и действием: сила мысли, речи и действия тоже появляются по принципу "причина-следствие": мысль это раскрытие разума и эмоций что раскрывает сущностное скрытие по отношениею к саомому себе и это тоже раскрытие скрытого, а не сотворение чего-то нового и если бы мысли не было это всё равно было бы, только скрыто (точно так же как есть несколько неосозноваемых человеком идей, так как человек ещё не размышлял о них хорошо) (и это суть мысли - раскрытие разума); речь раскрывает мысль, а действие раскрывает речь... и как всё это написано в другом месте. И таким образом понятно, что причина и следствие сопоставимы друг с другом и связаны друг с другом, ведь всё что было сокрыто и раскрывается - раскрытое подобно сокрытому... ведь именно то, что было скорыто раскрывается. И это же применимо к любому раскрытию сил, когда они проистекают из души, потому что это тоже раскрытие скрытого, как известно 98см эмшех 5666 стр 80 и далее. Ведь эти силы есть в сути души, и они называются протосилы (היולי) из которых происходят и раскрываются уже раскрытые силы. И хотя раскрытые силы по отношению к протосилам это лишь отсвет и они не находятся на том же уровне (как протосилы) и они становятся силами (а в душе это не силы, а протосилы) (и как известно что протосилы не заметны и не делимы 99см так же 5659 стр 58 и в других местах. И когда из них возникают раскрытые силы - это не просто возникновение силы из протосилы, но и разделение этих сил по местам: что источник хохмы в сосдуы хохмы, так как мозг хохмы холоден и влажный, а мозг бины - горячий и сухой 100см далее стр 218, 220 и то что отмечено там и раскрытие хохмы именно в холодном и влажном мозге, а не в сухом и горячем. А раз так, когда силы раскрываются - они полностью меняются по сравнению с протосилами, которые не заметны, но при всём при этом раскрытые силы происходят буквально из сил

стр. 12

ג

скрытых и это не совсем другая суть, ведь это всё ещё силы души, связанные и единые с душой (подобно свету солнца, который лишь отсвет и не суть и когда этот свет находится в самом солнце он не сопостовим с тем уровнем, на котором он находится когда затем раскрывается 101см Танья гл 33, Врата единства и веры гл 3. И при всём при этом он тот же свет Солнца, который подобен Солнцу и един со светилом. Ведь когда есть облака, закрывающие Солнца - то и свет его не светит. А раз так - даже когда он светит (он светит не сам по себе, а) потому что свет един со светилом... И так же это с силами души, которые оживляют органы тела - понятно (по аналогии со светом Солнца) что они подобны душе и едины и связаны с ней и считаются сутью человека... (как ветви дерева: главное это само дерево и корни, а ветви занимающие место вокруг ствола - это лишь "распространение" дерева, но при этом они едины с деревом и считаются частью дерева)))

И из всего вышесказанного можно понять про принцип "причина-следствие". Если мы говорим про десять сфирот Ацилута, котороые происходят одна от другой, как хохма и бина, ЗО и Малхут (Хохма и Бина называются Отец и Мать, ЗО и Малхут называются Сын и Дочь 102см Эц хаим врата 15 (врата зивугим), конец главы 4). ЗО Ацилута проистекает от Хохмы и Бины по принципу "причина-следствие", потому что мидот включены в Хохму и Бину до того, как выделились из них и это выделение лишь раскрытие скрытого до сих пор и нет тут ничего принципиально нового, а раз так то они (причина и следствие) связана друг с другом и сопостовимы друг с другом (ведь если бы это было не так - не было бы следствие включено в причину так как было бы несопоставимо с ней (как со стороны причины - она не включала бы в себя несопостовимое следствие, так и следствие не смогло бы быть включено в непостовимое следствие). А вот когда скрытая сила сопоставима с раскрытой и они связаны друг с другом (и это называется ишталшелут, как цепочка 103см Ликутей Тора Броха 95в и в других местах которая состоит из соединённых друг с другом колец, так как они сопоставимы друг с другом )). И аналогично с мыслью, речью и действием в Ацилуте (это сосуды в Ацилуте) которые тоже раскрываются из своего скрытого состояния в свете. Ведь у сосудов тоже есть свой источник: свет из кава, а сосуды из "следа" 104см Ликутей Тора дополнения к Ваикра54а. Книга заповедей Цемах Цедека заповедь веры в Б-га гл 6. см прим. 104 и не только. Но при этом появление сосуда всё таки происходит из света, так как из огрубления света создаются сосуды 105см Эц Хаим врата 47 (порядок АБИА) гл 1. Врата единства гл 29 и далее. Эмшех 5672 ч1 гл 8 и далее. 5670 стр 30+. 5689 стр 253+. 5691 стр 274. 5692 стр 75, 95, 402. 5704 стр 41. 5710 стр 66. И написано в Эц Хаим врата Акудим гл 2 106так в книге майморов 5661 стр 176. И это в Эц Хаим издание Шклов 560. А в нашем издании - гл3 (или 83?) что сосуды были в потенциале, хотя и не существовали на деле в свете, а были более грубым светом, но было хорошо прикрепелено к сути и потому не раскрывался этот аспект

стр. 13

ג

Идея в том, что в свете содержится сила сосудов в скрытом виде и это сила раскрытия в свете. Ведь свет по природе своей поднимается вверх 107см Танья гл 19 (24 конец а и далее). Места из след. комментария, чтобы включиться в свой источник и не светить внизу. И в этом два аспекта: 1) его природа подниматься вверху 2) у него стремление не светить внизу. А суть сосудов - спуститься вниз и светить там. И поэтому сосуды раскрывают раскрытие света... И очевидно что в свете должна быть сила для спуска и раскрытия внизу и это "грубая" часть света... Так как света тонкие и духовные так как он соответсвует совему источнику, поэтому есть в них природа поднятия и включения так как они духовные и тонкие. И чем более свет духовный и тонкий - тем больше его стремление подняться и включиться в источник. И как мы это видим 108см Бамидбар Раба гл 14:12. РАМБАМ законы основ Торы гл 4:2. 5650 стр 352. 5677 стр 204. 5697 стр 238. 5698 стр 246. идиш стр 64 и в других местах в 4 основах, что чем более тонкая основа, тем больше она поднимается. А чем более грубая основа - тем больше она спускается вниз. Основа огня смая возвышенная и тоньше даже чем основа воздуха (и хотя 109см майморы Альтер Ребе 5569 стр 243. эмшех маим рабим 5636 гл 105 и далее. Сидру с ДАХ 273г. Далее стр 105. стр 147. см так же книгу сихот 5749 ч1 стр 283 и далее в материальном мире огонь мы видим, а ветер (он же воздух) практически не ощущается зрением - так это материальный огонь воспринимается зрением, но основа огня 110см Море Невухим ч2 гл30. РАмбамн Брейшис 1:1 - предельно духовная и тонкая и отделена от всего материального и не воспринимается зрением и не имеет веса. А вот воздух имеет вес и воспринимается в некотором смысле зрением. И мы видим что присутствие ветра ощущается, как написано "большой и сильный ветер, раздирающий горы" (Млохим 1 19:11), то есть он сильный и ощутимый, в отличие от огня который не ощутим так как предельно духовный... и потому природа огня подниматься вверх, а не спускаться вниз. И потому природа огня материального тоже подниматься. И хотя он материальный и видим и он грубее чем скрытый огонь (как огонь, скрытый в кремне, который не является открытым огнём и не воодушевляется?? как явный огнь. Ведь даже если кремень будет лежать в воде - не потухнет огонь в нём, так же и не раскроется если будет лежать в печи длительное время, так как на него всё это не влияет (и лишь через удар именно 112см далее стр 154 и ссылки там). В отличие от открытого огня - вода тушит его, а печь разжигает. И в любом случае есть у него в природе подниматься так что нужен фитиль и масло чтобы он держался. И даже тогда он тянется постоянно вверх, так как природа его подниматься , а не спускаться. А воздух он распространяется в стороны и не поднимается вверх 113майморы альтер ребе и эмшех маим рабмим там же. 5666 на слова "нер ханука". А вода спускается с высокого места вниз 114Таанит 7а, так как это природа воды, что она находит себе место для распространения спускаясь в низкое место. А земля, самая грубая основа, спускается вниз... и так же понятно со светом - раз он тонкий и духовный, то он поднимается вверх))

стр. 14

ג

Причина же этого [- того, что чем более духовная вещь, тем больше она стремится к своему источнику] в том, что такая вещь прилеплена со своим источником и подобна ему, и источник - светило - чувствуется в ней. И потому она духовная и как бы не существует и как написано в другом месте 115см 5652 стр 8 и далее. Эмшех 5666 стр 375 и ещё по поводу "и нет другого, кроме Тебя" (из утренней молитвы в шабат). И это со стороны света, так как в свете чувствуется что "нет другого, кроме Тебя" и как написано в Танье глава 35 в примечании, что в Хохме чувствуется что Он один и нет другого, кроме Него... и см то что написано в Ликутей Тора в объяснении "кто считал" 117Балак 69:3. И потому он тоже "поднимается"... И можно объяснить это двумя способами: 1) поскольку он чувствует источник - он знает и чувствует крутость уровня истоинчка, как он не сопоставим с самим светом вообще. и потому свет находится в состоянии "роцо" и стремлении включиться в источник.... 2) это связано с битулем его, что он чувствует свой источник и потому он духовный, как бы не существующий - и потому он тоже в аспекте подъёма так как как бы не существующий, не в аспекте явного света, и тем более чтобы не спускаться вниз и раскрываться больше, так как там он становится ещё более существующим 118В Танье из того что написано "не смотря на то, что этого он хочет по природе своей" следует как второе объяснение (книга майморов 56661 стр 176). И в этом суть уровня света - подняться вверх и включиться в источник и уж тем более не светить внизу. Однако в свете есть также аспект грубости, спуска и истечения вниз - и это сила сосуда в свете, так как сосуд не прилеплен явно к истонику и не подобен истонику, так как они творения и потому они аспект списка вниз именно.... И потому есть так же в свете грубость его и это сила сосуда в нём, то есть самый последний уровень в свете и это сила раскрытия и спуска в них... И надо сказать что это в свете не из-за него самого а это сила сосуда, которая есть в сосуде. То есть из-за единства с источником света и сосуды (то есть источник светов и источник сосудов - кав и решима. ведь 104 решима это сила ограничения в Ор Эйн Соф, а кав это бесконечная сила в Ор Эйн Соф, который светил до цимцума.... И в любом случае решима содержит в себе весь свет до того, как он спустился и раскрылся в каве. И все детали ишталшелуса кава приходят и спускаются из решимы... а раз так есть в каве так же от аспекта силы решимы, а это сила ограничения, и это аспект грубости и сила спуска что есть в свете.... И идея в том, что в Ор Эйн Соф до цимцума есть два уровня 119см эмшех 5666 стр 188 и ддалее: сила ограничения и сила безграничная и там они едины полностью и включены друг в друга, то есть лучи хеседа и гвуры в Сути и это кавы шкулим мамаш 120см врата единства гл 15 (121а), книга майморов 5651 стр 177, и это потому что бесконечный свет вверх вверх до без конца и вниз вниз до без конца 121см тикнуей зоар тикун 19 (40б). Там конец кикуна 57. Зоар Хадаш Итро 34 конец г?. Ор а Тора иньяним стр 110 и адлее. Там стр 142 и далее. На слова "венаха" 5714 (мелкукат ч2, стр 291 и далее. в новом издании - ч3 стр 171 и далее). И см Эрохим Хабад ч4 стр 365 и далее и сноски там и они там в аспекте

стр. 15

ג

равенства и полного включения... 122. Поэтому и аспект кава, который аспект бесконечности по сути (и становится ограниченным потому что проистекает из решимы, как написано в другом месте 123), есть в нём аспект грубости, который из аспекта силы ограничения, и это аспект силы сосуда.... Однако этот аспект грубости связан со светом крепокй связью и потому ещё остаётся светом... но когда свет раскрывается, огрубляется аспект силы сосуда ещё больше и становится затем сосудом... как написано в Эц Хаим 124)

ד

стр. 16

ד

стр. 17

ד

стр. 18

ד

ה

стр. 19

ה

стр. 20

ה

стр. 21

ה

Назад

© 2019-2025 LaSil. v0.4