1:
Еврей и нееврей взяли поле в партнёрствеБЙ-1. Не должен еврей говорить нееврею: «Возьми ты себе шабат, а я возьму себе [один день] будней». И даже если не сказал так явно, но когда собираются делить прибыль, [если] говорит еврей: «Я возьму себе [заработок] с йом ришона, а ты возмьёшь себе [заработок] шабата» — запрещено. Но если с самого начала, когда входили в партнёрство, условились, что нееврей берёт себе шабат, а еврей - йом ришон — разрешено.
А РИ а-закен разрешал в случае пекарни, которую они взяли в партнёрстве, даже если не договорились. А весь запрет [из предыдущего абзаца] касался лишь поля, так как часть еврея улучается от той работы, которую нееврей делает в шабат. Но в пекарне доля еврея никак не улучается от этого и поэтому можно разделить и сказать: «Мой — [один день] будней, твой - шабат». А рабейну Там запрещал. И так видится мнение Рамбама, благословенной памяти, который пишет:
Состоит в партнёрстве с неевреем в деле, товаре или магазине. Если договорились...
К источнику: раби Мойше бен Маймон Мишне Тора. Времена. Шабат: симан 17, глава 6А «дело» похоже на пекарню, так как доля еврея не улучается от работы нееврея, и тем не менее [Рамбам] запрещает, если не договорились.
И пишет мой господин, отец, РОШ, благословенной памяти:
Пекарня, которую еврей взял в залог, — видится мне, что тут не нужно никаких условий, поскольку она во владении нееврея и плата за пекарню идёт еврею в качестве процентов, и еврею не принадлежит сама пекарня.
К источнику: Рав Ашер бен Ехиэль РОШ на Авода Зара: симан 24, глава 1Если же не договорились изначально и потом не говорит: «Давай считать день против шабата»БЙ-5, а просто делят поровну - про это спросила Гемора и не дала ответ.
И пишет мой господин, отец, РОШ, благословенной памяти:
И поскольку гемора не дала ответа, это сомнение в запрете мудрецов и мы облегчаем.
К источнику: Рав Ашер бен Ехиэль РОШ на Авода Зара: симан 25, глава 1И поэтому нет необходимости давать нееврею забирать всё, заработанное в шабат.
Однако из слов Рамбама, благословенной памяти, следует, что стоит устрожиться, ведь он пишет:
Если же они не договорились и стали делить прибыль и при этом не известно сколько заработали за шабат, то видится мне, что нееврей забирает себе седьмую часть заработанного, а остальное - делят пополам.
К источнику: раби Мойше бен Маймон Мишне Тора. Времена. Шабат: симан 18, глава 6И так же он пишет:
Тот, кто дал деньги нееврею, чтобы он вёл на них бизнес, то хотя нееврей торгует по шабатам, делят они прибыль пополам. И так указали гаоны.
К источнику: раби Мойше бен Маймон Мишне Тора. Времена. Шабат: симан 18, глава 6