Рав Яаков бен Ашер: Тур. Орах Хаим (Тур ОХ): симан 202, сеиф 1

test1

На все плоды дерева, как если они из 7 видов, или других видов - первое благословение на них - "борей при аэц", за исключением вина, на которое говорят "борей при агофен", как на сырое, так и на варёное. Но на виноград произносятблагословение "борей при аэц". Если же он недозрелый, то всё то время, пока он не достиг белого боба - говорят на него "борей при адама", так как всё, что растёт на дереве и не является основным плодом - говорят на это "борей при адама". А когда он стал как белый боб и больше - говорят на него "борей при аэц". Если же у нас сомнение, он как белый боб или нет - говорят на него "борей при адама", так как установлено нам, что если сказал на плод дерева "борей при адама" - засчиталось.

На плоды рожкового дерева, то когда они "сцепились", то есть когда на них появляется что-то вроде цепочки стручков - говорят на них "борей при аэц", а до этого - "борей при адама".

На оливки, когда они "???", то есть вокруг них вырос ???, говорят на них "борей при аэц", а до этого - "борей при адама".

На все же остальные плоды, как только появился плод - он уже получает благословение "борей при аэц".

На семена плодов: пишет РИ, что благословляют на них "борей при аэц", так как с точки зрения орлы это считается как плод. А РАШБА пишет, что не надо благословлять на них "борей при аэц" и наоборот они не считаются как плод с точни зрения орлы, но лишь добавляются из "от плодов его", то есть второстепенное к плоду. А мой господин, отец, РОШ, благословенной памяти, писла как РИ, главное чтобы они не были горькими и было удовольствие от их еды.

На оливковое масло говорят "боре при аэц" и относят это к случаю, когода боилт горло и тогда пьют его для леччения, так как добавляют (много) масла в анигрон?? и проглатывают, так как в таком случае масло главное. Но если едят его с хлебом - то главный хлеб, и говорят благословение на главное, а на второстепенное оно засчитываюется. Если же его пььют само по себе, то оно вредит и на него вообще не говорят благословение.

И объясняет р. Йосеф, что не только если болит горло, но и даже если просто налили много масла в анигрон - говорит на него, так как получает от него удовольствие. Но бааль алахот гдолот пишет, что не надо на него говорить благословение, кроме как если болит у него челюсть?? так как он намере ради лечения и тогда получает от него удовольствие. Но если не для лечения, то даже если налил много масла - анигрон?? будет главным и не надо говорить броху на масло. И так пишет р. Меир из Ротенбурга, и так пишет Рамбам, благословенной памяти: если пьёт только его или у него не болит горло - говорит шеаколь. Но не согласен я с тем, что он пишет, что если пьёт только его благословляет на него, так как гвоорит Гемора: "если пьёт только его - оно вредит", то есть не благословляет на него вообще! и логичнее кажется первое мнение, что благословляет даже если не болит горло, ведь так как получает удовольствие - почему ему не благословлять? наоборот, логичнее что надо благословить если не для лечения, чем если для лечения!

Горький миндаль маленький - боре при аэц. Большой - ничего, так как вредит. если же сделал его съедобным огнём или чем-то другим - благословляет борей при аэц.

Цлаф - это такое дерево, чьи листья съедобны и на листья так же есть что-то похожее на ??? и это тоже пригодно в пищу — на листья и ??? говорят "боре при адама", так как это не основной плод. А на ???, которые и есть основной плод - говорят "борей при аэц". А на каперсы, которые растут на нём так же по мнению алахот гдолот и РИФа - говорят "боре при адама", а РААВАД пишет - "борей при аэц". И так же пишет мой господин, отец, РОШ, благословенной памяти. И так как есть большой спор - лучше сказать на них "борей при адама", чтобы избежать сомнения, как учили: "благословил на плод дерева борей при адама - засчиталось"

Финики, которые подавили немного, но не сделали из них пасту - борей при аэц.

На "мёд", который сочится из них - шеаколь. Алахот гдолот пишет: именно если смешал его с водой, но если он сам по себе - борей при аэц. А рабейну Ицхак не видел разницы. А Рамбам, благословенной памяти, пишет: "мёд фиников - шеаколь. Но финики, которые помял руками и вышли из них кости и сделал из них что-то вроде теста - говорит на него борей при аэц, а потом — меайн шалош". И может быть даже рабейну Ицхак согласен с этим, ведь финики прямо тут и по всем мнениям они - главный плод, по всем мнениям.

Любые плоды - на выходящую из них жидкоть говорят шеакол, кроме винограда и оливкового масла. Но вот поздний виноград, который никогда не созрнеет - сок из него - как из остальных плодов и говорят на него шеаколь. И пишет раби Меир из Ротенбурга, что говорят на него и на выходящего из него шеаколь. А мне же кажется, что на него говорят боре при адама, как на недозрелый виноград.

Если же сварил плод и вкус плода передался воде, пишет РАШБА, что благословляют на него шеаколь. А мой господин, отец, РОШ, благословенной памяти, пишет: может быть если варили и передался вкус воде - говорят на него борей при аэц.

Любые плоды, которые хороши сырыми и варёными, например, яблоки и груши и тому подобное, как сырые так и варёные - борей при аэц. А р. Меир из Ротенбурга пишет "эрмоним" (сейачс это каштан, но судя по всему это и чилим, так как каштан сырым не едят) и "хабушим" (айва, тёрн?), так как обычно их не едят сырыми, а лишь варёными, сырые - шеаколь, а варёные - борей при аэц. Но наши "эрмоним" и "хабушим" не так, а их едят и сырыми и варёными.

Назад
Вперёд

© 2019-2025 LaSil. v0.4