Рав да Сильва Хизкия: При Хадаш на Йоре Деа (ПХ ЙД): симан 89

test1
1:

Рамбан (Издание Райхмана, Хулин 104б на слова "птица и творог") и РЭЭ (Бедек аБайт 3 врата 4 86 или 87а) разрешают есть дикое животное и птицу а затем творог без очищения и омовения.

Но главное - как постанавливает тут автор, что надо устрожиться. И так же следует из того, что сказано в Зоаре, в конце гл. Мишпатим: раби Йосей разрешал есть курицу и творог и молоко. Сказал раби Шимон: запрещено тебе и не должен человек открывать дурное оружие???.

Однако, можно отвергунть этот довод, так как может быть раби Йосей считал как раби Йоси аГлили (Хулин 113а), или же он и есть раби Йоси аГлили и сказал ему раби Шимон, что запрещено [есть вместе, как разершал раби Йоси аГлили] но по отдельности - можно даже если ели птицу сначала.

А вот мишна при внимательном прочтении говорит по другому, как учим (Хулин 104б): «Птицу можно ставить на стол с творогом», значит ел сперва творог, а потом ставит птицу [зачем? Потому что после творога можно есть птицу]. И хотя мишна говорит про можно или нельзя ставить на стол, тем не менее можно было сообщить две вещи и учить так: «Творог ставят с птицей на стол» [и тогда бы мы узнали и про разрешение ставить всё вместе на стол и что можно есть даже творог после птицы, но не вместе. Но раз так не учат] значит можно сделать указанный вывод [что можно ставить птицу на стол с творогом, но есть можно только птицу после творога, а не творог после птицы].

2:

Пишет Тур:

А в течение 6 часов [запрещено есть молочное] даже если нет мяса между зубов, так как мясо даёт жир и вкус от него ощущается длительное время. И по этой причине если не ел, а лишь жевал для ребёнка — не надо ждать, так как не ел и [поэтому мясо] не даёт вкус. А РАМБАМ объяснилПриша-2 необходимость ждать [шесть часов] тем, что есть мясо между зубами, и по его словам, если прождал нужный срок — можно [есть молочное] даже если осталось мясо между зубами, а жующий для ребёнка должен ждать [шесть часов].

К источнику: Рав Яаков бен Ашер Тур. Йоре Деа (Тур ЙД): симан 89

По моему мнению же, то что он пишет, что по мнению учителя [Рамбама], благословенной памяти, даже если осталось мясо между зубами после 6 часов — можно [есть молочное] — это не так. Ведь не логично, тчобы мясо между зубами переварилось за 6 часов. И кроме того, мы говорим в Геморе (Хулин 105а)

Сказал рав Аха бар Йосеф раву Хисде: «Мясо между зубами - что с ним?» Прочитал ему стих: «Мясо ещё между их зубов» (Бамидбар 11:31)

К источнику: Талмуд Талмуд. Хуллин: , глава 8

То есть, называется мясом. А если бы вопрос был про мясо в течении 6 часов — то какая разница? Ведь рав Хисда сказал: «Ел мясо — запрещено есть творог» и не уточнил, есть ли мясо между зубами или нет! Значит, вопрос касался после 6 часов и отвечает на это [рав Хисда], что это называется мясом. И так же это объясняет РОШ (8:5)

И поэтому мне видится, что учитель [Рамбам], который пишет, что надо ждать 6 часов из-за мяса между зубами, которое не убирается чисткой, имеет ввиду что мудрецы разрешили лишь [мясо] после творога, так как тот небольшой вкус, который остаётся во рту, убирается очищением, что не так в случае с мясом, которое застревает в зубах. И не разрешили мудрецы положиться на чистку зубов, потому что может быть не почистят их хорошо. Поэтому сказали мудрецы ждать 6 часов, так как наверняка то, что застряло между зубов за это время уже выйдет наружу и после этого времени мы уже не опасаемся, что между зубами осталось какое-то мясо. А даже если и осталось [какое-то мясо после 6 часов], то уже не опасаемся, что оно выйдет наружу в рот в момент употребления творога. Но всё же, если найдёт у себя человек мясо между зубами, то даже после 6 часов это получается точно мясо и надо его убрать даже по мнению Рамбама. И уже постановил Мехабер устрожиться во всём этом и это база.

3:

Пишет РаН:

...не нужно делать паузу ещё 6 часов [от того времени, когда убрал мясо]. Надо делать эту паузу от еды самого мяса. Однако почистить рот всё же видимо надо.

К источнику: рабейну Ниссим бен Реувен из Жироны ran_on_rif_on_hullin (ran_on_rif_on_hullin): , глава 8, симан катан 37b:я в этом вопросе как винный уксус

И пишет Торат Хатат, правило 76 (закон 1), что то же самое в случае обычая ждать час.

4:

Ран (там же) пишет, что нужно почистить рот и не говорит про ополаскивание, потому что по его мнению вообще в Талмуде не говорится про ополаскивание рта. Но с нашей точки зрения, что нужно ополаскивание рта, как это сказано далее, то же касается и тут. РАМО же написал кратко, но имел ввиду, что нужно так же очищение. И так же пишет ШаХ.

5:

Пишет ШаХ (комм. 6), что если ел мясо вне трапезы, то надо сказать благословение после еды.

6: Откуда обычай ждать час. Надо ждать 6 временных часов.

Этот обычай у них проистекает из Зоара, где говорится в конце гл. Мишпатим: "мы видим, что все, кто едят эту еду - она соединятеся вместе или в один час или в одной трапезе...". То есть, если в один час, пусть и в двух трапезах или в одной трапезе, даже если прождал целый день и ел что-то парвенное между ними и есть между едой мяса и творога 6 часов, даже в этом случае — запрещено.

И отсюда мы видим устрожение и облегчение. Устрожение, что даже мсо после творога запрещено в один час или в одной трапезе. А облегчение, что творог после мяса можно после часа, если не в одной трапезе.

Закон же идёт по мнению Мехабера, что мы не едим творог после мяса пока не пройдёт 6 часов. Но вот не обязательно, чтобы это было 6 часов: например, зимой, когда дни короткие, если ел мясо утром — можно есть творог в дневной трапезе, и так же если ел мясо в полдень - можно есть вечером, хотя между едой прошло всего где-то 4 часа. И с этим все согласны, ведь Гемора говорит:

«То я — в этой трапезе не ем, а вот в другой трапезе ем.»

К источнику: Талмуд Талмуд. Хуллин: , глава 8

Значит, между пауза как между двумя трапезами — достаточна и никто не говорит, что есть разница между короткими и длинными днями, значит мы всё правильно поняли [что пауза зависит от времени года].

А есть мясо полсе творога — стоит устрожиться как Зоар и не есть, кроме как в двух трапезах и после того, как сделал паузу в час. Однако в одной трапезе срого по закону нельзя есть творг после мяса, даже если прошло 6 часов с момента еды мяса. И так же пишет Рашаль (Ям шель Шломо там же 8:9) и другие ахаройним. И так же видно из Зоара. И это база.

7:

Я уже писал в комм. 4, что нужно сполоснуть и почистить рот. Однако, если не нашёл мясо между зубами, то даже те, кто ждут один час - не должны чистить и споласкивать рот. А то, что РАМО пишет выше, что если убрал и благословил — можно если сполоснул и почистил, из чего следует, что всё же нужно сполоснуть и почистить, это если собираешься есть сразу, завершив трапезу и благословив. И так пишет ШаХ (комм. 7),

8:

Я уже писал в комм. 6, что не стоит так поступать, см. там

9:

Логично, что если есть хорошее освещение, как факел, то не нужно мыть руки. И так же пишет рабейну Ерухам (Нетив 15 ч 5 28 137а) и Рашаль (там же 10). И можно поддержать это мнение из того, что мы говорим в последней главе Йома (75б):

Отсюда учит Тора нас правильному поведению: человек должен есть мясо лишь ночью.

А вот ведь сказал Абайе: «Если есть у тебя трапеза — ешь её только днём!»
Имеется ввиду: когда это как день.
К источнику: Талмуд Талмуд. Йома: , глава 8

То есть, при свете факела. Значит, факел ночью - как день.

Однако пишет Тур от имени рабейну Переца (Агаот СМаК 213:7)

А РАБЕЙНУ ПЕРЕЦ (Агаот СМаК 213:7) пишет: надо помыть и днём, так как иногда творог жирный и прилипает к влажности рук и это не заметно.

К источнику: Рав Яаков бен Ашер Тур. Йоре Деа (Тур ЙД): симан 89

В любом случае логично, что если ел столовым прибором, как днём, так и ночью - не нужно мыть руки.

10:

Пишет Бейт Йосеф в Орах Хаим, гл. 173:

Пишет в книге Орхот Хаим (Законы омовения рук 31) от имени РААВАДа: "Всё, что применимо к последней [воде], применимо и к средней [воде], которая между творогом и блюдом, как в сторону облегчения, так и в сторону устрожения, кроме вытирания о тело или стену; и того, что отвлечение портит средние, но не портит последние, так как всё ещё хочет есть и должен следить за своими руками; и кроме вытирания рук, ведь средние тоже надо вытирать, как первые; и кроме других жидкостей, которые не пригодны для средних, так как они жирные и не очищают жир и еду"

К источнику: Рав Каро Йосеф Бейт Йосеф на Тур Орах Хаим: симан 173

Но мне так не кажется, ведь так как последнюю воду можно мыть любой жидкостью, как это написано в Орах Хаим 181:9, значит что они смывают грязь, тем более смывают остатки еды! И так пишет Рашаль и он правильно написал.

Кроме того, очевидно мне, что нельзя учить из последних вод ничего, кроме как то, что непригодно для них из-за того, что они не очищают, то есть, что не моют горячими, которые обжигают руки. И так же что мыть надо лишь две фаланги. И так же надо опустить пальцы вниз. Но то, что написано в 181:2, что последние воды не льют на землю, а лишь в сосуд — в чём тут причина? И какое она имеет отношение к средней воде? И так же пишет РАШБА (Торат аБайт Короткий, Дом 6, Врата 5 73а): "Среднюю воду льют как в сосуд так и не в сосуд". И его слова приводит Бейт Йосеф в гл. 173. И так же из его слов там следует, что сам он склонятеся к тоу, что можно мыть любой жидкостью, как я сказал. И это база.

11:

Не принципиально, в каком порядке - можно сделать в люом. И так пишут ???

12:

Так это в Талмуде (Хулин 105а). И любой мукой не очищает. А то что написано в Туре Орах Хаим «кроме ячменной муки» — это ошибка переписчика, и так же пишет ШаХ.

13:

Не обязательно, тот же закон, даже если сперва сполоснул.

14:

Хотя дикое животное запрещено лишь по мудрецам. Так как его мясо похоже на мясо животного — сделали закон строже. Или же [птица является исключением] потому что птица не прилипает к рукам, зубам и нёбу, как мясно дикого животного.

15:

Пишет Бейт Йосеф в Орах Хаим 173, что согласно книге Зоар запрещено есть даже мясо птицы после творога сразу. И так и стоит устрожиться.

Но это не так, потому что в зоаре говорится про мясо домашнего животного, как это видно из текста. И писал я в начале главы. Но птицу после творога можно без проблем как разрешает Талмуд (Хулин 104б). И так я сам делаю.

16:

По умолчанию, если сыру уже 6 месяцев — он считается твёрдым. И так же пишет Торат Хатат (76:2). И даже по объяснению Рамбама, что после мяса мы делаем паузу из-за мяса между зубами, так и сыр между зубами тоже называется сыром. И это не как ТаЗ.

17:

И даже по объяснению Рамбама, что после мяса мы делаем паузу из-за мяса между зубами, не разделили мудрецы между мясом с волокнами и мясом без волокн, которое не застревает в зубамх — в люом случае запрещено. И жир мяса тоже подпадает под запрет. И так пишет РАШБА в ответах (ч. 1) 307. И это очевидно. И пишут ???, что жир птицы как жир животного. И это база.

Пишет Бейт Йосеф в Орах Хаим 173 от имени рабейну Ерухама (Нетив 15 28 137б), что мясной бульон — это мясное блюдо, так как прозрачный. Но если он густой, как суп, то это мясо.

18:

Видится мне, что этот обычай базируется на законе от имени РИФа (Хулин 37б) и РАШБА (Торат аБайт 3:4 86б) и РАНа (там же на слова "сказал") и многих с ними, которые объясняют, что то, что сказано в Геморе (105б): «... а мжеду блюдом и творогом — обязательно.» [И они объясняют это так:] сперва ел творог, а потом блюдо. И по их мнению в Талмуде вообще не упоминается разрешение есть творог после мясного блюда.

Но если пробовал блюдо - это ничего и надо почистить и сполоснуть.

19:

Речь идёт про ситуацию, когда не помыли кастрюлю хорошо, и тогда немного мяса там осталось. Ведь если это не та, то можно есть даже с творогом, так как это нат бар нат, как сказано далее в гл. 95:1. См. там.

20:

Даже днём, по всем мнениям, так как оно прилипает к рукам сильнее, чем сам творог. И так пишет Торат Хатат (там же 3). Однако если ел столовым прибором — не нужно мыть руки.

21:

22:

© 2019-2025 LaSil. v0.4