раби из Меца Элиэзер бен Шмуэль: Сефер Ереим (sefer_yereim): симан 69, chapter 2

test1

Шерец летающий. Шерецом называется всякое небольшое существо, которое копошится на земле и у него четыре ноги. И предупредила о них Тора в главе "Шмини":

Всякое насекомое летающее, ходящее на четырех, гнусно оно для вас.

И так же там написано:

Всякое насекомое летающее, ходящее на четырех, гнусно оно для вас.

И написано в главе Ръэ:

И все кишащее крылатое нечисто для вас, не должно их есть.

И есть среди них чистые, и это вид саранчи, и передала нам Тора признаки:

Но такое можете есть из всех летающих насекомых, ходящих на четырех: у которого скоки над его ногами, чтобы ими прыжками ходить по земле.

И упомянула Тора саранчу, солам, харгола и хагава. И из этих четырёх мудрецы вывели признаки кашерности саранчи, как учили в главе "элу трефот" (59а): "и у саранчи если есть у неё 4 ноги и 4 крыла и скоки и крылья покрывают большую часть тела". Раби Йоси сказал: "и должна называться хагав".

И хотя шерец летающий запрещён и учили, что выходящее из нечистого - нечисто, мёд пчёл разрешён, как учили в Бехорот глава 1 (7б): "из-за чего сказали что мёд пчёл разрешён? Потому что вносят его в тело и не производят его из тела". И по этой причине должен быть разрешён и мёд гизин и цирин. Но так как установлено там что причина не в этом, а в том, что сказал р. Яаков, ведь р. Шешет идёт по его мнению. Как учили:

[Но так надо понимать брайту:] летающих некашерных шерецов [и их плоды, подобные им] ты не ешь, но ты можешь есть то, что летающий некашерный шерец выделяет из своего тела [и оно не его плод]. И что это? Это мёд пчёл. Может быть так же мёд гизим и цирин [можно есть]? Надо сказать что нет. А почему ты разрешил пчёл и исключил гизин и цирин? Разрешил я мёд пчёл, у которого нет дополнительного слова в названии [и он просто называется дваш], и исключаю мёд гизин и цирин у которого есть дополнительное слово в названии. [До сих брайта. Таким образом р. Шешет и правда запретил бы мёд, если бы его явно не разрешил стих.]

7b10 7b11 7b13

То есть, они называются по нечистому виду и потому мёд гизин и цирин запрещён.

А мёд пчёл, хотя и тела пчёл запрещены и перемешаны с мёдом и когда отделяют мёд от пчёл - нагревают эту смесь и даже кипятят её - и всё равно мы не опасаемся [вкуса пчёл в мёде], так как установлено нам: испорченный вкус разрешён. И [хотя испорченный вкус разрешён лишь постфактум, есть] ещё [один довод]: пчёлы [в данном случае аналогичны] сгнившей невеле и потому даже изначально разрешено даже по мнению тех, кто считает что испорченный вкус запрещён в конце Авода Зара (68а).

И потому поскольку установлена нам алаха как раби Яаков и рав Шешет, что пчелиный мёд разрешён не из логического сообращения, а непостредственно стихом. А мёд гизин и цирин запрещён. И даже моча нечистого животого, которая изменилась [и уже не выглядит как вода] и немного "загустела" из-за жара тела - считается как кусок живого мяса. И нет другого выходящего из животого, что было бы разрешено, кроме молока. И как говорим мы в Бехорот первая глава (6б): "это хидуш, что разрешил это Милосердный, как написано “и хватит молока коз для хлеба твоего накормить дом твой” и написано “текущая молоком и мёдом”". И по этой причине моча запрещена и даже у кошерного животного как часть от живого. И таков итог Бехорот (7б) что даже моча лошадей и верблюдов, которая прозрачная - спросили у рав Шешета и он запретил, так как немного она изменилась от жара животного.

И мог бы ты спросить: почему упомянула Гемора лошадей и верблюдов? Можно сказать, что говорится про мочу, которая вышла после смерти, а в таком случае моча коровы и быка будет разрешена после шхиты и нет тут запрета. И всякая моча запрещённого, так как вид её изменился от жара животного - запрещена абсолютно.

© 2019-2025 LaSil. v0.4