Элиэзер бен Натан: Эвен аЭзер (even_haezer): симан 313, chapter 50

test1

...

И всякий улучшающий вкус теряется в 60-и, так как оценили мудрецы (Хулин 97б), что

из запрещённой еды ничего не даёт вкус сильнее, чем лук или лук-порей

И любая кастрюля запрещённая бат йома запрещает как свой вид так и другой вид если нет 60, так как её вкус не испорченный. Всякая же кастрюля не бат йома в своём виде точно запрещаетЭвен Шлейма-1, а в другом виде: если не испорчена - запрещает, а если испорчена - разрешено постфактум, но изначально - нет, так как не битулируем запрет изначальноЭвен Шлейма-2. И это [— весь закон кастрюли не бат йома —] то, что говорим (Хулин 97а):

Кастрюля, в которой варили мясо - нельзя варить в ней молоко. А если сварил - [запрещено, если] чувствуется вкус

Эвен Шлейма-3, так как раз он готовит в ней другой вид, может быть кастрюля даёт в него хороший вкус. И потому если вкус чувствуется, так как нет 60 против - запрещена, кроме как если попробовал её дегустатор-нееврей и сказал, что вкус [запрета] испорчен — тогда мы полагаемся на него и еда разрешена.

И как кастрюля бат йома, так и не бат йома — впитанный запрет как будто отсутствует всё то время, пока он просто впитанный, пока не выйдет. А когда выйдет - запрещает. Так же как тума проглоченная — её как будто нетЭвен Шлейма-4 и она не делает нечистым, пока не выйдетЭвен Шлейма-5, так же и впитанный запрет не запрещает, пока не выйдет. Ведь хамец в Песах: если спрятал его, то нарушаешь «не будет видно» и «не будет находиться», но если он впитан в кастрюлю — не нарушаешь и разрешено оставить её до конца Песаха и если он выходит после Песаха - он разрешён. А если он выйдет в Песах - запрещён. Так и в нашем случае - нет разницы.

А если скажешь: если впитанный запрет как будто отсутствует, то почему же сказала Тора (Ваикра 6:21) «а в глиняном сосуде, в котором будешь варитьЭвен Шлейма-6 — разбей», ведь тогда можно просто оставить его до завтра и он станет разрешённымЭвен Шлейма-7, ведь [вкуса] не осталось вообще, так как впитанного как будто нет, а на завтра это уже испорченный вкус и разрешён? Ответ: по такой логике можно сделать агалу или либун в тот же день?! Но свидетельствует Тора о глиняном сосуде, что впитанное в него не выходит никогда из его стенок [до конца], а если и выходит - впитывается обратноЭвен Шлейма-8 сразу и не помогает ему ни агала (ни либун)Эвен Шлейма-9. А раз такЭвен Шлейма-10, когда он будет варить в нём завтра, он снова битулирует вкус изначально. Остюда можно сделать вывод, что правило «не битулируем запрет изначально» — это правило ТорыЭвен Шлейма-11. А кроме того, нет тут вообще битуля, ведь впитанное в стенки не выходит. А так как тут впитанный вкус уже нотар, за который полагается карет, сказала Тора, что надо его разбить. Но молочная кастрюля или мясная, или падальная, которые просто запрет — они как остальные запреты Торы, которые мы запрещаем только при наличии вкуса, поэтому молочная кастрюля, в которой варили мясо, или мясная кастрюля, в которой варили молоко, и так же кастрюля падали, в которой варили мясо кашерное, так как мы говорим, что не выходит впитанное из стенок, кастрюля запрещает постфактум то, что варили в ней, как молоко так и мясо, ведь вкус и того и другого впитан в неё и выходт и запрещает и впитывается обратно и запрещает вечно. И так же молочная посуда, на которую положили горячее мясное блюдо, или мясная посуда, на которой подали молочное горячее, так как может быть оно улучшает вкус, то даже есил посуда не бат йома, и тем более бат йома — будет запрещено. Но если попробовал еду дегустатор-нееврей и сказал, что вкус испорченый — разрешено.

© 2019-2025 LaSil. v0.4