Душа состоит из части, которая в теле, и части, которая вне тела. Это как один канат - трогаешь одну часть - калышется вторая. Поэтому может быть пробуждение сверху, а может быть и снизу. Но при этом грехи пачкают только ту часть, что внизу
Раз спуск души вниз ради поднятия, то очевидно самостоятельная тшува это круче, чем тшува свыше. Но как такое может быть, ведь:
- Верхнюю тшуву помогает делать Б-г
- Как мекабель (нижняя душа) может поднимать машпию (верхнюю душу)?
- Тем более мы сказали что верхняя и нижняя тшува - это вообще одно и то же
- Тем более возможность нижней тшувы обусловлена лишь связью с Б-гом, так что это всё равно не своими силами!
Тшува - это возвращение издалека. Чтобы вернуться надо сперва почувствовать удаление, так что это возможно полсе греха. И тут хотя есть удаление от зла и приближение к Бгу, тем не менее это одновременный процесс (чем дальше, тем ближе...). В чём тогда отличие? удаление от зла - это грусть, приближение к Бгу - радость, так как это спасение от духовной смерти.
Если нет радости - то это не настоящая тшува, так как не поможет тебе удержаться от греха