Уровни страха:
Группы "боящихся":
- Страх есть, но не препятствует грешить. И лишь иногда пробуждается страх и тшува на некоторое время и тогда он желанен Бгу
- Страх есть и он препятствует осознанным грехам (то есть нет прикат оль), но и нет каболат оль, чтобы мешало грехам по природе. Поэтому это близко к высшему страху и высшей тшуве, но ещё не оно. БОлее того, природные грехи могут легко привести человека к прикат оль. А дворим бтейлим могут пробудить спящее внутреннее зло.
- Ират Элоким: страх в нём укоренён в глубине сердца и мозга. Это достигается трудом во время молитвы и изучения Торы. И у него даже радость от заповдеей от этого страха. Он автоматом приводит к...
- Ират Ашем: трепет перед Бгом. Так как он очистил себя для раскрытия внутри света + притягивает свет исполнением заповедей. Две причины, почему третий уровень может не привести сюда:
- нет Ират Элоким, а лишь фантазии, так как не трудился его укоренить
- была ират Элоким, но заботы о парнасе её выкорчевали. И это называется "частным голутом Шхины" и для исправления этого установлена молитва тикун хацот. Как этого не допустить? Нужно упование на Всевышнего
Два подхода к заработку:
- я не знаю, какая броха мне установлена свыше, поэтому лучше буду делать кли побольше. Но если брохи мало - тогда можно и ущерб понести, так как "кли" не окупится
- я не знаю, какая броха мне установлена свыше, но я в любом случае не получу меньше, чем полагается, поэтому даже если кли будет небольшой - Бг найдёт способ дать мне полагающееся
В любом случае требуются усилия, вопрос лишь в том, будет ли доход по уровню этих усилий, бедерех атева, или выше - браха. И так можно это понять - если стал меньше рабоать и доход меньше не стал - значит это браха. И она даётся имено тому, кто принял ярмо ТиЗ. Если же не принял это ярмо - то есть ярмо заработка и если лениьшься - меньше заработаешь. И статус человека определяется в Рош аШана
НО есть и способ обойти это: если человек уповает на Бга, делает гмах и заботится о чужих деньгах - он может получить броху. И наоборот - лишиться брохи если делает наоборот.
Два стиха: "не у мудрых хлеб" и "мудрость оживляет хозяина своего" - как их понимать