Рабейну бен Ашен ибн Халава Бахья: рабейну Бахья на Дварим: , chapter 8, стих 10

test1

«...и благословишь Б-га Всесильного твоего...» По простому: когда ты вспомнишь тяжёлые дни, когда ты был в египетском изгнании и был там в тяжёлом рабстве, и вспомнишь так же тяжести в пустыне, то теперь, придя в Землю и вкушая и насыщаясь её плодами и благами - тогда восхвалишь за это Всевышнего. [То есть, это описание того, что произойдёт.]

И по мнению мудрецов, что «благословишь Б-га Всесильного твоего» это повеливающая заповедь произносить биркат амазон, то это как «и сделаешь ограду для крыши твоей» (Дварим 22), «и сделаешь песах Б-гу Всесильному твоему» (Дварим 16). А «за землю» значит [за еду] и за землю. [И таким образом получается, что это заповедь, повеление.]

И стоит тебе обратить внимание на этот стих, потому что в нём — ключ к пониманию тайны благословений. И нигде в другом месте в Торе не найдёшь ты, чтобы Б-г повелел благословлять имя Его. И основываясь на этом стихе сказал Давид (Теилим 145): «И я благословлю имя Твоё» и сказал (Теилим 100): «Благодарие Его, благословие имя Его» и много подобного.

И по простому скажем сперва, что браха нужна не для Всевышнего, а для человека. Ведь поскольку Он, благословенный, источник всех благословений, и все благословения спускаются от него, [поэтому] всё существующее благословляет Его, но все их благословения не достаточны для Него, так как Он существует предвечно, создал всё существующее и существуют они только благодаря Его существованию. Его же существование самодостаточно и Он не нуждается для этого ни в ком. А раз так, даже если будут благословлять Его весь день и всю ночь, что увеличится от этого, или что дадим Ему, или что из руки нашей возмьёт Он? Нет в этом никакой пользы, кроме как для нас самих, ведь каждый кто благословляет за то удовольствие, которое он получил — он свидетельствует тем самым о провидении, что Всевышний даёт пропитание нижним, чтобы они продолжали жить. И в заслугу их [от произнесения благословения] благословляются, то есть увеличиваются плоды и урожай. А тот, кто получает удовольствие и не произносит благословение — крадёт [свидетельство о] Его провидении и отдаёт управление низшими звёздам и созвездиям. И это то, что сказали мудрецы, что всякий, кто получает удовольствие от этого мира без благословения — как будто обокрал Святого, благословен Он, и общину Израиля, как сказано «Обкрадывающий отца его и мать его» (Мишлей 28:24), то есть обкрадывающий [свидетельство о провидении] Святого, благословен Он, и общину Израиля, [забирая у неё] плоды, так как за этот грех уменьшаются они у евреев. Ведь весь мир судится по большинству, и каждый судится по большинству. И поэтому должен каждый человек смотреть на себя как будто весь мир зависит от него.

© 2019-2025 LaSil. v0.4