10:
Сказал рав Зутра бар Товья, сказал Рав: "Бунтующий глаз 28b28 то есть, настолько опухший, что кажется, что он сейчас выпрыгнет (РаШИ) можно мазать даже в шабат". Сперва он думал что это касается случая, когда лекарственные травы из которых будут готовить мазь были натёрты накануне. Но перетирать травы или нести их больному через общественное владение - запрещено.
Сказал ему один из мудрецов и его имя - раби Яаков: "Мне объяснил рав Иуда, что даже перетирать и приносить через общественное владение - можно"
В чём причина? Так как зрение глаза зависит от мышц сердца не понятно что конкретно имеется ввиду, но ясно что болезни глаза представляют опасность для всего организма
и тут есть опасность для жизни.
Что это за болезни глаза, которые делают шабат буднями?
Сказал рав Иуда: "Например, когда из глаза течёт слизь, глаз колет, из глаза текут кровь или слёзы. Начало любой из этих проблем. Но не в конце когда глаз уже здоров, даже если симптомы ещё сохранились. И для улучшения зрения тоже нет."
Изначально рав Зутра считал что проблема с глазом - это не опасность для жизни, а лишь опасность для глаза. И при этом мы разрешаем только нарушить запрет мудрецов. И даже ответ состоял только в том, что тут есть опасность для жизни, а не что чтобы не потерять глаз можно нарушить запрет Торы. Отсюда можно сделать вывод, что когда есть опасность для органа - не нарушают запреты Торы, но можно нарушить запреты мудрецов. А откуда мы знаем, что тут есть нарушение запрета мудрецов?. И даже если травы были перетёрты накануне - всё ещё есть запрет мудрецов, ведь любое лечение запретили мудрецы из-за растирания трав то есть, даже положить уже готовую мазь на глаз - это тоже запрет мудрецов.
И так же все нужды больного даже если нет никакой опасности можно делать через нееврея в шабат ведь амира ленохри - это тоже запрет мудрецов, и нет разницы между запретом мудрецов где есть действие или где нет действия.
Однако, может быть разница есть между опасностью потерять орган или когда нет опасности, как говорим:
Мишна приводит другие действия, запрещённые в шабат, когда есть разница между Храмом и остальной страной. Сперва мишна обсуждает ситуацию, когда у человека была рана на руке, её перевязали, перевязка сдвинулась и в шабат хотят вернуть её обратно. А затем мишна будет обсуждать ситуацию, когда хотят перевязать рану в шабат.
Можно вернуть перевязку с мазью в Храме, так как это важно для принесения жертв, но не в стране так как это запретили мудрецы из-за опасения, чтобы человек не размазал на ране мазь в шабат
И тут мы видим, что запрет мудрецов нельзя нарушить когда нет никакой опасности.
Или может быть возвращение перевязки на рану - это не связано с болезнью, а лишь проблема с самочувствием и потому не разрешили швут в котором есть действие. И надо думать.