10:
23:
24:
Те шафранщикиРаШИ РаН у которых нееврей берёт шабатРаШИ РаН, а еврей — йом ришон, пришли к Рове. И он им разрешил.
Возразил Равина Рове из брайты: «Еврей и нееврей, которые взялиРаШИ полеРаН в партнёрстве: не должен еврей говорить неевреюТосафот: “Возьми ты долю свою в шабатРаШИ РаН, а я — в будни”. Но если договорились так изначальноРаШИ РаН — можноРаШИ. А если стали делить прибыльРаШИ РаН — запрещеноРаШИ»
Смутился. В конце выяснилось, что [шафранщики] договорились так изначально.
К источнику: Талмуд Талмуд. Авода Зара: , глава 1Была ситуация с евреем, который забрал половину пекарни у нееврея за долг и не договорился с ним изначально, чтобы тот получал заработанное в шабат, а он бы - за [один] будничный день. И РИ а-закен хотел разрешить. Потому что именно в случае поля запрещает гемора, так как часть еврея улучается от той работы, которую нееврей делает в шабат. Но в случае пекарни это не применимо, ведь часть еврея не становится лучше от работы нееврея. Поэтому они могут разделить [заработанное постфактум]: «Пусть будет твоей в шабат, а моей - в будни». И не согласился с этим рабейну Там, благословенной памяти, и сказал, что нет разницы в этом вопросе между пекарней и полем. Ведь пекарня принадлежит обоим каждый день, так как изначально они ни о чём не договорились. И получается, что он как будто ставит нееврея работником вместо себя, чтобы он делал работу в шабат, а он [еврей] бы делал работу в другой день.
И так говорится в Тосефте:
Нееврей и гер, которое получили в наследство баню от их отца — не может сказать гер ему: «Пусть шабат будет твоей долей...»
К источнику: Тосефта Тосефта. Дмай: , глава 6, алаха 12И объяснил рабейну Хананэль, благословенной памяти, что тот же закон для водяной мельницы.
Пекарня, которую еврей взял в залог, — видится мне, что тут не нужно никаких условий, поскольку она во владении нееврея и плата за пекарню идёт еврею в качестве процентов, и еврею не принадлежит сама пекарня.
25:
Возник вопрос: а по умолчанию - какой законРаШИ РаН?
Давай сделаем вывод: «Если договорились изначально — можно». Значит, по умолчанию — нельзяТосафот.
Процетирую тебе конец: «А если стали делить прибыльРаШИ — запрещено». Значит, по умолчаниюРаШИ РаН — можноТосафот! Но, получается, нельзя сделать отсюда никакого вывода!
К источнику: Талмуд Талмуд. Авода Зара: , глава 1И поскольку гемора не дала ответа, это сомнение в запрете мудрецов и мы облегчаем.