9 тема первой войны Давида с филистимлянами и до "дух злой звенел над Шаулем". И тут 6 вопросов
- Зачем Голиаф сказал, что он филистимлянен и что позорного в том, что евреи рабы Шауля? Он сам такой же. Как может судьба сражения решаться одной дуэлью? Тем более мы видим, что после смерти Голиафа филистимляне ервеям не подчинились
- Чего они стояли друг против друга 40 дней? Чего они ждали?
- Почему Шауль согласился, чтобы сражался Давид и на что он рассчитывал?
- Зачем Давид три раза говорил, что убил льва и медведя?
- ЗАчем ещё раз повторяется, что Б-г спасёт его от Голиафа и зачем там "сказал давид"?
- Почему Шаулю вдруг стало интересно, чей сын Давид, когда тот пошёл против Шауля, не раньше? Тем более в 16 главе мы видим, что Шауль прекрасно знал, чей это сын!
Вопросы:
- Страно, что он царстовал два года над Израилем (как пишет Седер Олам 13) по двум причинам: 1) все описанные события сложно запихнуть в два года 2)как Шауль может называться парнем, если его сыну (не первому) на момент помаания было уже 38 лет и отец ведёт себя с ним как с ребёнком при этом (а Шаулю в районе 50 уже должно быть)
(см. Ральбага, как он считает и Седер Олам)
Источники для хронологии:
- Малахим 1 6:1 "И было, в четыреста восьмидесятом году после исхода сынов Исраэйлёвых из земли Египетской, в четвертый год царствования Шеломо над Исраэйлем, в месяце Зив, втором месяце, (начал) он строить дом Г-споду.". Значит, от выхода до Храма 480 и это 4 год Шломо
- Шфотим 11:26 "Живет же Исраэйль в Хэшбоне и окрестных городах его, и в Ароре и окрестных городах его, и во всех городах, что близ Арнона, уже триста лет; почему не отнимали вы их в то время?" значит от войны с Сихоном до Ифтаха было 300 лет. Значит от Ифтаха до Храма 140
Итого
- (0) 40 лет по пустыне
- (40) 25 лет Иошуа и старейшины (не написано, но скзаали мудрецы) и всё это время служили Б-гу и не были порабощены (Иошуа 24:31)
- (65) (Шофтим 3:7-8) "И делали сыны Исраэйля злое пред очами Г-спода, и забыли Г-спода, Б-га своего, и служили Баалам и кумирным деревьям. (8) И воспылал гнев Г-сподень на Исраэйля, и предал Он их в руки Кушан-Ришатаима, царя Арам-Наараима (Месопотамского), и служили сыны Исраэйля Кушан-Ришатаиму восемь лет. "
- (73) Атниэль бен Кеназ "И покоилась земля сорок лет." (3:11)
- (113) "И служили сыны Исраэйля Эглону, царю Моавитскому, восемнадцать лет."
- (131) Эйуд бен Гера "и покоилась земля восемьдесят лет. "
- (211) Шмгар бен Анат - не написано соклько. Мудрецы сказали - 1 год
- (212) Сисра "и он двадцать лет жестоко угнетал сынов Йсраэйлевых"
- (232) Барак и Двора "И покоилась земля сорок лет." (5:30)
- (272) "и предал их Г-сподь в руки Мидйанитян на семь лет."
- (279) Гидон "и покоилась земля сорок лет во дни Гидона" (8:28)
- (319) Авимелех сын его - ещё три года
- (322) Тола бен Пуи - 23 года (10:2)
- (345) Яир из Гилада 22 года (10:3)
- (367) 17 подчинения амону (10:8) (У абарбанеля, хтя в стихе 18 лет. И дальше он пишет что это был 348 год от входа в Израиль, значит тут всё же 18 лет)
- (384) Ифтах 6 лет
- (390) Ивцан 7 лет (12:9)
- (397) Эйлон 10 лет (10:11)
- (407) Авдон 8 лет (10:14)
- (415) филистимляне 40 лет (13:1)
- (455) Шимшон 20 лет
- (475) Эли 40 лет
- (515) Шмуэль по слуова мудрецов 11 лет
- (526) Шауль 2 года (по стиху)
- (528) Давид 40 лет
- (568) Шломо 4 года до строительства Храма
- (570) строительство храма (Абарбанель насчитал ещё 6?? лет где-то)
Есть подсчёт Седер Олам (гл 12) и Радака (Шофтим 11:26), но к нему у меня три вопрсоа:
- Так выходит 482 года(?по моим рассчётам - 484)
- Почему иногда порабощение включено, иногда - нет
- 300 лет Ифтаха говорится за 6 лет до 300 лет
Есть подсчёт Раши (на Ифтаха) по которму выходит что 300 лет от выхода - это начало порабощения амоном. И это тоже под вопросом, потому что:
- Где сказано что Иошуа судил 28 лет? И сам Раши говорит, что у него нет источника. Тем более Иошуа был стар уже через 7 лет после входа в Израиль, а прожил ещё 21 год, а потом ещё 14 лет старейшины. Очень странно
- Атниэль спокойно правил 32 года, а написано "покоилась земля 40 лет и умер Атниэль"
- Почему где-то Раши включает годы порабощения в годы судей, а где-то нет?
- От Ифтаха до Храма выходит 188 лет и даже если убрать филистимлян - 148, что не 140
Кабалат адорот включает порабощения все в годы судей. но тут есть две проблемы:
- Иошуа 28 лет и потом 17 лет старейшины, что странно
- 300 лет Ифтаха в конце его срока
Ральбаг: две проблемы:
- Иногда порабощение отдельно, иногда вместе
- Иногда годы судей перекрываются иногда нет
Три предисловия чтобы всё объяснить
- Так как тут нет единой точки отсёта, значит Тора называет целыйе года, иначе мы не можем восстановить хронологию. Кроме того, очевидно что не было момента, пока не было судьи, даже если он не спасал, так как у евреев не хватало заслуг. Значит, годы порабощения всегда включены в годы судей. А то что про Миху и Гиву написано "не было тогда царя" - это в годы когда Шимшон был в плену
- Иошуа прожил в Израиле 14 лет всего (так как другого не написано). И получается что Иошуа и старейшины всего 20 лет, так как других дат нет
- Есть разница между тем, что Тора говорит, что говорят люди в Торе, и тем более что они говорят врагам
Получается, что Шмуэлю до помазания было где-то 65 лет. А Шаулю - 40